Ви є тут

Особенности творческого мышления А.К. Лядова : На примере фортепианной миниатюры

Автор: 
Лукьянович Ольга Викторовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2005
Артикул:
276614
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ф ВВЕДЕНИЕ.............................................................2
ГЛАВА I. СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ А. К. ЛЯДОВА
1.1 Психофизиологические предпосылки формирования А. К. Лядова как художника-миниатюриста.............................................13
1.2. Творческое становление А. К. Лядова-миниатюриста..............42
1.3. Художественно-эстетические концепции А. К. Лядова в контексте
символистских и мирискуснических тенденций.........................64
1.3.1. А. К. Лядов и символизм.....................................67
1.3.2. А. К. Лядов и мирискусники..................................85
1.4. Миниатюризм как основа педагогических принципов А. К. Лядова 98
ГЛАВА II. ЖАНР ФОРТЕПИАННОЙ МИНИАЮРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. К. ЛЯДОВА
2.1. Поэтика жанра фортепианной миниатюры.........................114
2.2. Типологические особенности фортепианных миниатюр А. К. Лядова 149
2.2.1. Миниатюры «макромира»......................................156
2.2.2. Миниатюры «микромира»......................................170
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................210
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................216
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Нотные примеры......................................242
ф ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список инструментальных миниатюр А. К. Лядова.......267
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Стихи А. К. Лядова..................................273
4
1
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Одной из важнейших задач музыкальной науки является изучение проблем творческого мышления. Исследование его специфики, глубинное осмысление и анализ позволяют не только широко и разносторонне раскрыть индивидуальное своеобразие личности музыканта, по-новому оценить его место и роль в истории, но и провести параллели и аналогии с явлениями современной действительности, определить ход дальнейшего движения художественной культуры. Страницы отечественной музыкальной истории содержат немало ярких имен, привлекающих своеобразием творческого мышления, колоритностью композиторского мастерства.
В нынешних условиях, характеризующихся резким изменением жизни общества, переоценкой нравственных начал, художественных ценностей и идеалов, исторический период конца XIX - начала XX веков во многом созвучен современной эпохе. Как и в тот период, национальная культура сегодня сталкивается с противостоянием различных тенденций и направлений, появлением разнообразных стилей и техник, интересом к фольклору, возрождением религиозного самосознания. Но при этом, стремительность культурно-экономического развития, многообразие информационных потоков значительно ограничивают временные рамки восприятия, побуждая к поиску кратких и лаконичных форм эстетического воздействия, способных, вместе с тем, с исчерпывающей полнотой воплотить глубину и содержательность художественной, в том числе музыкальной мысли.
Одной из таких форм является миниатюра, исследование специфики которой в настоящее время особенно актуально в связи с возрастающими тенденциями миниатюризма мышления и в технической сфере, обусловленной развитием передовых информационных технологий, и в области культуры и искусства, в частности, современных видах театрального, хореографического и музыкального жанра, поэтического, живописного и декоративно-прикладного творчества. Аналогичными тенденциями, связанными с господством «малых»
декоративными средствами художественного выражения: «Я страшно болен жаждой новизны и необыкновенного: пускай все будет на голове - только не на ногах» [153, с. 197]. Он подчеркивает необходимость постоянного, активного движения вперед (остановка есть «движение назад»), развития в себе «аппетита и жажды к новому» [II, 8, № 962]. Мотив обновления («так хочется новой мысли, нового чувства» [153, с. 181]), определивший поиск новых путей претворения музыкальных замыслов, новых художественных образов, более гибких и выразительных средств музыкального языка неоднократно звучит в письмах композитора начала XX столетия: «Ах, как мне надоело старое и серое искусство! Старое перестало давать мне пищу... мой идеал — найти в искусстве неземное «...дайте сказку, дракона, русалку, лешего, дайте - чего нет, только тогда я счастлив» [153, с. 132]. Подчеркнутая устремленность к яркому, уводящему от прозы жизни, знаменует обращение Лядова в 1900-е гг. к богатой темброво-колористическими и красочными возможностями оркестровой сфере, увлечение сказочно-фантастическими сюжетами («Баба-Яга» ор.56, «Волшебное озеро» ор.62, «Кикимора» ор.63), творчеством художников-символистов А. Бёклиным, О. Уальдом, М. Метерлинком, пьесы последнего из которых легли в основу сочинений «Сестра Беатриса» ор.60 и «Скорбная песнь» ор.67. Вместе с тем, стремление к поиску новых выразительных средств, обогащение и обновление художественно-образной сферы не означает для музыканта радикального новаторства, полного отказа от «объективных», «традиционных» норм искусства. Он не приемлет резкого отхода от классических основ ладотоналыюй системы, напластования многочисленных диссонирующих интервалов и полифункциональных аккордовых комплексов, сознательного затуманивания мелодической линии, размывания композиционной структуры сочинения. От коренных и решительных преобразований, смелых и ярких нововведений его удерживает реалистический характер мышления, прочная система рефлекторных связей, препятствующая образованию не совпадающих с ней стереотипов (творческих установок).
Анализ доминирующих в индивидуальном облике Лядова черт характера - преобладание созерцания над волей, широта интеллектуальных запросов, замкнутость и отчужденность в собственном мире (одиночество), ярко выраженный индивидуализм, склонность к частым депрессивным состояниям, настойчивая тяга к новизне и, в тоже же время, неприятие смелых и решительных нововведений, позволяет сделать вывод об основных особенностях его общей типологии: наличии слабых процессов торможения и возбуждения, свидетельствующих о принадлежности к слабому нервному типу.
Слабая нервная система Лядова, не способная к длительному волевому напряжению композиторских сил, обуславливает не только «творческую лень», которую отмечают многие современники музыканта10, но и малую продуктивность, медленные темпы работы, пристрастие к небольшим музыкальным формам и жанру миниатюры. Композитор сам неоднократно подчеркивает, что «не выносит» музыки, длящейся более пяти минут, отдавая предпочтение кратким, лаконичным, максимально отточенным, но при этом глубоко содержательным сочинениям. По воспоминаниям Оссовского масштабные, «долго длящиеся» опусы тяготят его, и после нескольких минут слушания он начинает нетерпеливо «ерзать в кресле» [194, с. 58]. Это вполне объяснимо с точки зрения специфики его нервной системы: слабые нервные клетки не выдерживают длительного напряжения, истощаясь в процессе восприятия, и наступающее утомление переживается как неприятная эмоция. Подтверждающим фактом служит работа композитора над музыкальными произведениями без фортепиано. Благодаря развитому художественному воображению и изумительной музыкальной памяти он нередко сочиняет, переделывает, оркеструет свои сочинения без инструмента. По воспоминаниям
О. А. Корсакевич11, «среди разговора с близкими, улыбаясь, Лядов произносит,
10 Оссовский в Первом выпуске «Известий Общества музыкальных собраний» сезона 1904/05 помещает заметку об оркестровом Интермеццо (С dur) Лядова, в которой, выражая восхищение перед сочинением, он упрекает автора в малой производительности, объясняя се ленью и безволием [201, ст. 235-236]. Виталь в своих воспоминаниях также подчеркивает необычайную «леность» композитора [60, с. 61-62].
11 Ольга Афанасьевна Антипова (по мужу Корсакевич) - двоюродная сестра Лядова.