Ви є тут

Татарская народная скрипичная традиция: модус культуры и музыкальный феномен

Автор: 
Абдулнасырова Динара Айдаровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2000
Артикул:
1000289659
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.....................................................3
Глава I. Становление татарской скрипичной традиции..........19
Глава II. Татарская народная скрипичная культура:
функционирование и жанрообразование.........................53
II. 1. Скрипка в музыкальном быту татар...................53
II. 2. Принципы традиционного обучения музыкантов.........60
II. 3. Особенности традиционного изготовления скрипки.....64
И. 4. Жанровые особенности традиционной скрипичной музыки
...........................................................67
П. 5. Традиционная татарская исполнительская стилистика... 80 П. 6. Формирование индивидуальных исполнительских стилей татарских скрипачей......................................97
Глава III. Музыкально-стилевые особенности татарских
скрипичных импровизаций....................................104
Ш. 1. Звукоидеал татарской скрипичной традиции...........104
III. 2. Особенности мелодического орнаментирования.......110
III. 3. Традиционное инструментальное многоголосие.......116
П1. 4. Основы формообразования 122
Заключение............................................... 137
Библиография............................................. 141
3
Введение
Татарская народная скрипичная традиция представляет собой своеобразную сферу традиционной инструментальной музыкальной культуры татарского народа. До середины XX века скрипка у татар была одним из самых любимых и широко распространенных инструментов. В наши дни, в связи с изменившимися социальными условиями, потребностями общества игра на скрипке постепенно утрачивает прежнее значение. Традиция скрипичного исполнительства продолжает существовать, но ее носители уже встречаются редко. Уходят в прошлое целые пласты татарской скрипичной музыки, приходит в забвение память народа о скрипичном искусстве, самих скрипачах, в недавнем прошлом игравших заметную роль в жизни татар. Успеть зафиксировать образцы народной скрипичной музыки, дать ее историко-культурное, теоретическое осмысление - важная и актуальная задача современного инструментове дения.
Татарское скрипичное музицирование неразрывно связано с древнетюркской традицией игры на смычковом кобузе1. Оно имеет свою предысторию, запечатленную в археологических памятниках, древнетюркских письменных источниках, исторических и этнографических трудах исследователей Х-ХУШ веков.
История изучения татарской смычковой культуры насчитывает несколько веков. Скрипка в своем современном виде вошла в музыкальный быт татар в XVIII веке, некоторое время (до XIX века) сосуществуя с кыл-кубызом. О бытовании данных музыкальных инструментов мы узнаем из работ путешественников, этногра-
1 Название «кобуз* содержится в древнетюркских письменных источниках (61, 451; 274, Т. 1. 346; 283, 27; 272, 86). В позднее время за инструментами этого типа закрепились разные орфоэпические и орфографические нормы: казахский кобыз, каракалпакский и узбекский кобуз, башкирский и татарский кубыз. Наряду с названием «кубыз* для обозначения этого инструмента у татар применялись также термины *кыл кубыз*, что в переводе означает «струнный кубыз*, и *кул кубыз* - «ручной кубыз* (270, 569). Поскольку термин «кубыз» в настоящее время закрепился за щипковым идиофоном типа варгана,
30
ка XIII века был обнаружен смычковый хордофон, по своим внешним признакам идентичный изображенному на каменной бабе. Он
находился вместе с инвентарем (лук, стрелы, другие предметы), по-
«
ложенным в гробовище рядом с похороненным человеком.
Как сообщает Г. Евдокимов (275, 281-283), инструмент изготовлен из цельного куска дерева, за исключением головки. По данным ксилотомического анализа, проведенного А. Семеновым, корпус инструмента сделан из ясеня, головка - из древесины семейства розоцветных (197, 89). Корпус - ковшеподобный, долбленый, овально-грушевидной формы. На краях корпуса имеются прямоугольные отверстия, очевидно, для подставки, которая находилась рядом с инструментом. Последняя - дугообразной формы, с тремя вырезами, вероятно, для трех струн. Судя по высоте вырезов, средняя струна находилась в более высоком положении по сравнению с крайними, то есть струны находились не в одной плоскости, что необходимо для звукоизвлечения смычком. Шейка, имеющая врезные ладки, заканчивается коробчатой головкой с поперечно вставленными в нее тремя колками. Общая длина инструмента - 80 см (длина корпуса - 36 см, шейки - 44 см), ширина корпуса - 12 см, шейки - 3,5 см, высота корпуса - 4-5 см. Зафиксированы и остатки смычка, но основная его часть утрачена. На основе археологической находки Г. Евдокимовым сделана реконструкция инструмента (Ил. 2). Аналогичный инструмент, но больших размеров, имеется в Саратовском областном краеведческом музее. По мнению А. Семенова, инструмент также находился в могильнике золотоордынского времени (197, 89).
Имеющиеся на настоящий момент памятники материальной культуры - изображение на каменной бабе и археологические инструменты - позволяют сделать предположение, что один и тот же вид струнного инструмента кыпчаков использовался и как щипковый, и как смычковый одновременно (если, конечно, не допустить, что изображение смычка на каменной бабе стерлось, как и
31
некоторые другие ее детали). О применении на тюркском кобузе щипкового и смычкового способов звукоизв лечения писал Г. Вамбери (286, 192). Сведения об использовании тюрками тех же струнных инструментов в качестве щипковых и смычковых встречаются до XIX века. Так, Н. Костров, занимавшийся изучением быта минусинских татар прошлого века, отмечал, что «кобыс» выполняет функции «балалайки» и «скрипки» (101, 224). Реконструировав древнюю традицию музицирования, современный уйгурский исполнитель Н.Кибиров на изготовленном им сататамбире (объединяющем функции конструктивно сходных смычкового сата-ра и плекторного тамбира) играет и плектром, и смычком6.
Каково же было название кыпчакского хордофона? Археологи, давая ему разные, самые причудливые определения, иногда по аналогии с современными западными или русскими инструментами, не учитывают того, что название кыпчакского хордофона могло сохраниться в письменных источниках того времени.
Сведения о кыпчакских музыкальных инструментах имеются в латино-персо-куманском (т.е. кыпчакском) словаре «Codex cumanicus», составленном в 1303 году в Италии для европейских купцов, торговавших с Золотой Ордой и подчиненными ей странами. Здесь, наряду с названиями музыкальных инструментов daf, suruna, nakara, мы находим профессию певца - yrci - и музыканта -cobuxci. В приведенном здесь же переводе значится sonator (лат.), то есть «музыкант», человек, играющий на музыкальном инструменте, а также «гудец» (sonare на латинском языке означает также «гудение»). В.Радлов переводит этот термин как «kobusspieler» -«кобузист», исполнитель на кобузе, «kobuz» как «eine Art Geige» -«род скрипки» (283, 27).
6 Факты применения струнных инструментов в качестве щипковых и смычковых имеются и в других культурах. Таким образом в Средневековой Европе играли на фиделе и круте (209, с. 37, 155). Этот ряд можно продолжить современными академическими смычковыми инструментами со способом игры на них агсо и ріссісаіо.