2
Оглавление
Введение................................................3
Глава I. "Волшебный рог мальчика" в песнях Малера.......38
Глава II. "Волшебный рог мальчика" в симфониях Малера 84
Заключение..............................................115
Список л и тературы.....................................130
Нотные примеры..........................................137
3
ВВЕДЕНИЕ
В конце двадцатого века, на рубеже двух тысячелетий творчество Густава Малера стало необыкновенно актуальным. Сильнейший гуманистический заряд малеровской музыки, её внутренняя созвучность проблемам сегодняшнего дня сделали искусство Малера как никогда современным. Это объясняет повышенный интерес к творчеству австрийского композитора, появление новых исследовательских публикаций.
Литература о Малере очень велика, в ней можно найти труды самых разнообразных ракурсов и объёмов: от фундаментальных исследований до журнальных статей. Но несмотря на многочисленность работ, посвященных Малеру, целый ряд важнейших вопросов его творчества еще не получил обстоятельного научного освещения.
Грани малеровского искусства, рожденные поэтическим миром "Волшебного рога мальчика", неоднократно привлекали внимание музыковедов. Вопросы, связанные с "Des Knaben Wunderhorn"1 Малера находятся в поле зрения исследователей, начиная с первого этапа малероведения. Они отражены в трудах П. Стефана и Р. Шпехта, Г. Адлера и П. Беккера, других ученых. Эта проблематика разрабатывается и в отдельных статьях, посвященных анализу конкретных произведений, и в фундаментальных исследованиях монографического типа. Как правило, речь идет о песнях "Волшебного рога мальчика" или о симфонических циклах, части которых были инспирированы поэзией немецкой антологии, а также о связях вокальных миниатюр "Wunderhorn"a с симфониями. В большинстве работ о Малере тема "Des Knaben Wunderhorn" возникает в связи с основными мировоззренческими вопросами творчества
1 "Des Knaben Wunderhorn" (нем.) — "Волшебный рог мальчика".
14
художественное явление, воздействующее на художника в
масштабе всей его жизни и творческой судьбы.
К разряду подобных работ также можно отнести монографию И. Барсовой "Симфонии Густава Малера"1, являющуюся одним из наиболее полных и глубоких на современном этапе музыкально-теоретических исследованиий малсровского симфонизма. В связи с "Волшебным рогом мальчика" следует подчеркнуть значение многоаспектного и тонкого анализа симфоний, выполненного в книге Барсовой с привлечением богатых музыкальных и культурных ассоциаций. Для нашей работы это имело
существенное значение при выявлении "Wunderhorn"a как особой музыкально-поэтической системы, проявляющейся на уровне жанровых, интонационных, тематических, образнодраматургических связей симфоний друг с другом и с
юморесками2. Несмотря на то, что главным объектом изучения в этой книге являются именно симфонии, здесь нередко можно встретить аналитические экскурсы в область малеровских песен (вопросы музыкального языка, драматургии, принадлежности к определённому творческому периоду). Так же как и Ла Гранж, Барсова отмечает стилистическое и знаковое присутствие "Des Knaben Wunderhorn" далеко за пределами первых четырёх симфоний, и, соответственно, широту его воздействия на музыку Малера.
Проделанный обзор научной литературы позволяет констатировать, что вопросы малсровского "Des Knaben
1 Барсова И. Симфонии Густава Малера. - М., 1975
: По вопросу образно-тематических перекличек между симфониями и юморесками "Des Knaben Wiindcrhorn" укажем также на статью Л. Михеевой " Тематические связи "1 — 4 симфониях Малера" // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. - JL, 1969. Выи. 9. С. 119-144). В этой работе обстоятельно и с большой чуткостью прослеживаются связи между создаваемыми в одном творческом периоде симфониями, а также рассматривается музыкально-поэтическое соотношение этих произведении с песнями "Волшебного рога мальчика". "Wiinderhom" здесь выступает не только как объединяющий эти сочинения носитель выразительного стилевого комплекса, или как особый элемент драматургии, но и в качестве фактора, обусловившего ряд тенденций в концепционном решении сочинения.
15
Wunderhorn" представлены в малероведении достаточно широко и разносторонне. Неизменно подчеркивается особое значение поэзии "Волшебного рога мальчика" в вокальном и симфоническом творчестве Малера, как одного из наиболее близких композитору литературных источников по идейным, сюжетным и поэтикостилистическим характеристикам. В анализе песен, симфоний, (особенно первого цикла), накоплен значительный запас наблюдений над особенностями музыкального языка, формообразования, драматургии произведений, несущих в себе образность "W7underhorn"a.
Вместе с тем, проблема "Волшебного рога мальчика" в малеровском наследии еще не получила полного и всестороннего освещения и не была ранее предметом самостоятельного исследования. В частности, при значительности, многообразии проявлений "Wunderhorn"a, констатируемых и изученных в литературе, его присутствие бывает отмечено в рамках исследования какого-либо вопроса творчества Малера или в контексте аналитического разбора сочинений композитора. Можно сказать, что рассматривая малеровский "Des Knaben Wunderhorn" с разных сторон малероведение ещё не совершало попытку соединить его отдельные разномасштабные звенья в единую цепь, протянув её через всю музыкальную поэтику Малера.
В связи с вышеизложенным, задачу настоящей диссертации можно определить как исследование "Des Knaben Wunderhorn" в аспекте его многоуровнего, сквозного, почти изначального присутствия в творчестве Малера. Объектом изучения становятся пути распространения "Волшебного рога мальчика" в музыкальнофилософском мире композитора, художественные арки, образованные "Wunderhorn"oM на своей собственной орбите и во всей макросистеме Малера. К одному из главных аспектов данного исследования следует отнести и рассмотрение малеровских
- Київ+380960830922