2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................. 4
РАЗДЕЛ I. Музыкально-эстетический аспект дирижёрского
искусства............................................. 21
Глава I. Эстетико-теоретическая проблематика дирижёрского
искусства............................................. 21
§1. Музыкально-эстетические проблемы дирижёрского
искусства............................................ 21
§2. Художественно-эстетические основы дирижёрского
искусства............................................. 46
Глава II. Художественно-прикладной статус искусства дирижирования ......................................................... 68
§1. Дирижирование как пантомимическое искусство 68
§2. Дирижирование как бифункциональное искусство 91
Глава III. Сущностно-специфические черты дирижёрского
искусства............................................ 114
§1. Мануальное моделирование мысленно звучащей
музыки............................................... 114
§2. Интерпретационная сущность мануального искусства .. 137
РАЗДЕЛ II. Социально-психологический аспект дирижёрского
искусства........................................... 1^1
Глава IV. Диалектика творческого взаимодействия дирижёра и
оркестра............................................. 161
§1. Дирижирование как коммуникативный процесс............. 161
§2. Единство дирижёрского и оркестрового творчества .... 184
3
Глава V. Психология восприятия симфонического концерта
публикой.............................................. 206
§1. Дирижирование как объект визуального восприятия ... 206
§2. Целостное восприятие симфонического концерта 229
Глава VI. Вопросы социального функционирования дирижёрского
искусства.......................................... 251
§1. Дирижёрское искусство как социологическая проблема . 251
§2. Критика и критерии художественности дирижёрского
искусства............................................. 274
Заключение......................................................... 297
Список литературы.................................................. 304
»
основание говорить о художественной технике дирижирования.
Здесь объект (искусство) и субъект (художник) сливаются воедино. Дирижёр является одновременно и мастером, и материалом пластического искусства, соответствующего музыкальному. Аналогичный феномен, в отличие от техники и искусства музыканта-инструменталиста, мы можем наблюдать только в мимико-пластических видах искусств - танце, пантомиме, а также бессловесной актёрской игре, где физическим материалом искусства является сам человек, его тело (телесный материал), а художественным материалом - телесная пластика (пластический материал). А.И.Райкин по этому поводу говорил, что ”<...> инструмент актёра - он сам. Он и скрипач, и скрипка” [209, с.436]. Не менее образно по данному вопросу высказался К.С.Станиславский: ’’Скульптор выливает мечту из бронзы, а артисты создают её из своего тела” [255, с.264].
Итак, непосредственным продуктом художественной деятельности дирижёра является пластическое искусство дирижирования - м а ну а л ьно-о б р а з н о е выражение музыки, звучащей в его сознании. Этот художественный результат, однако, является промежуточным, этапным: цель его достижения оборачивается художественным средством (помимо технических оркестровых средств) воссоздания другого вида искусства - музыкального. В итоге получается нечто вроде «искусства в искусстве». Речь идёт не просто об искусстве (мастерстве) управления, но об искусстве (образности) управления художественной стороной оркестрового исполнительства. В основе опережающих, воздействующих на оркестр художественных действий дирижёра лежит известный профессиональный приём - ауфтакт. Конечно, техника дирижирования может возвышаться до уровня художественной, становясь носителем пластического искусства, а может оставаться и на уровне ремесла, выполняя функцию управления лишь технической
33
стороной исполнения музыки. Всё зависит от конкретных исполнительских задач, но главное - от таланта (в том числе - пластического) и квалификации дирижёра, а теперь, как уже можно предполагать, и от его эстетических взглядов на сам феномен искусства дирижирования.
Рассматривая данную проблему, мы опираемся на общее положение выдающегося отечественного психолога С.Л.Рубинштейна: ’’Поскольку конечная цель деятельности достигается в целом ряде действий, результат каждого из этих действий, будучи по отношению к конечной цели средством, является вместе с тем для данного частного действия целью” [222, Т.2, с.41]. Действительно, дирижёр реализует себя как художник сначала в мануальнопластическом искусстве, выражая сущностные черты желаемого звучания музыки, а через него - уже в реальном оркестровом звучании. Тем самым искусство дирижирования приобретает относительную самостоятельность и самоценность, ибо, как писал известный музыковед И.М.Ямпольский, ’’область средств выражения музыканта-исполнителя обладает известной самостоятельностью и спецификой” [310, стб. 583].
Вышеприведённые выводы заполняют одно из «белых пятен» науки о дирижировании, поскольку в традиционных рассуждениях техника дирижи-^ рования фактически не находит себе адекватного объяснения: то дирижёр как
бы «играет» (?) на большом музыкальном «инструменте» - оркестре, то он мануальной техникой (?) воздействует на музыкальный коллектив и т.д. Но может ли ремесленная техника так воздействовать на оркестрантов, чтобы они понимали с полунамёка тончайшие художественные намерения дирижёра и следовали им в своём исполнении? Очевидно, что такая задача под силу только искусству, в данном случае - мануально-пластическому, в основе которого лежит художественная техника. Вот почему, как писал В.Фуртвенглер, ’’даже самый опытный дирижёр никогда не перестаёт удивляться тому, с какой невероятной чувствительностью
- Київ+380960830922