Ви є тут

Песни Франца Шуберта как высокий жанр

Автор: 
Богомолов Сергей Николаевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
1000259418
179 грн
Додати в кошик

Вміст

•)
Содержание
Введение ........ 3
ГЛАВА I. Историческая роль Шуберта ... 13
ГЛАВА II. Интонационный строй и комплекс
музыкальных средств . . . . 35
ГЛАВА III. О фактуре сопровождения ... 51
ГЛАВА IV. О форме . . ' * ... 96
Заключение ....... 134
Литература . . . . . . . 137
Приложение . . . . . . 142
Введение
Фрак- Zуберс давно и заслуженно признан одним из величайших европейских кэмлознторов. Масштаб и значение его наследия обусловили. = частности, огромное количество литературы о немодная, несмотря на большое количество печатных работ, возрастающее буквально с каждым годом*, основные представления о Шуберте и как о личности, и как о композиторе, продолжают оставаться, в ебшем. неизменными. ДаЕно утвердившиеся в музыковедческой мысли, они вряд ли нуждаются в пересмотре.
Шуберт — вундеркинд, почти самоучка (во всяком случае, высочайшие свершения осуществлены им совсем не в тех жанрах, овладению которыми его обучали в юности); композитор, ведший почти богемное ествсвание, до конца жизни так и не нашедший стабильного заработка; музыкант, страстно увлеченный сочинением, творивший с чрезвычайкой интенсивностью, словно предчувствуя раннюю смерть. Шуберт — первый великий композитор-романтик, «дивный лирик», который в своем искусстве опоэтизировал духовную жизнь простого, обыкновенного человека — своего современника. Шуберт — великий преобразователь жанра Lied, открывший песне ворота в мир высокой музыки; выдающийся мелодист, наполнивший широким дыханием вокальной мелодики даже инструментальные произведения...
Таким предстает композитор в шубертоведческой литературе. Предлагаемая работа, не опровергающая этих положений и вместе с тем не претендующая на монографически-полкое их раскрытие, обращается лишь к отдельным из них. Попутно рассматриваются и некоторые другие проблемы.
1 История шубертоведошя кратко шлежена в cmne ЮЛ.Хохлова «Шуберт — вчера, сегодня* пал-три* (МумпсАлыия академия. 199-4. 4 — С 126-132) После опубликования статьи ьыш-ш новые игл «риалы,
п частности, сборник Приношение Шуберту; К 200-летию со дня рождения.— Петрозаводск. 1997.
14
Причина скорее б уникальной «вечности» этого жанра, который и до нашего времени не потерял своей актуальности.
Шуберт мог бы стать ог.ернык композитором — этому искусству его учил Сальери, и Шуберт делал неоднократные попытки утвердиться ка оперной сиене. Однако его творческой средой стал не театральный мир. а дружеский кружок с ориентацией ка бытовке музыкальные жанры. Это в некоторой мере определило специфику его композиторских устремлений. «Будучи связанным со своеобразной культурой домашнего музицирования, Шуберт, подобно подавляющему большинству композиторов XVIII столетия, находился в прямой зависимости от ее потребностей и своих исполнительских возможностей. Однако, несмотря на множество ограничений, накладываемых этой зависимостью, интерес композитора именно к данной Форме музицирования не ослабевал на протяжении всего жизненного пути, и случайным его назвать никак нельзя <...> Стиль домашнего музицирования стал не столько “второй натурой” композитора, сколько осознанной формой эстетического выражения»'.
Но любительское компанейское музицирование было чрезвычайно распространено и до и после шубертовского времени. Собраний, подобных «шубертиадам», возникало в разные периоды эеликое множество, и в каждом находился как минимум один композитор, игравший аналогичную Шуберту роль «генератора музыкальных идей». Поэтому, если смотреть с сугубо «функциональной» точки зрения, Шуберт был одним из многих. Однако история оставила в памяти поколений только его, не сохранив другие имена. Гениальность Шуберта сделала его исключением из общего правила.
Итак, скрестились два обстоятельства: во-первых. Шуберт был исключительно одарен как комлсэитор, во-вторых, сферой его творческой деятельности явились в основном бытовые жанры. Обладая столь яркой композиторской индивидуальностью, он не мог не раз-
»С. Рыцаре п. Фрнми Ш>бср1 и Игнац ПлсАсль /I Сов мушка. 1974 >* 2 С.97.
15
вивать их и оставить их неизменными. Lied (то же можно сказать и о фортепианной миниатюре: под его пером постепенно преображалась — не потому, что Шуберт сознательно поставил перед собой задачу его преобразования, но потому, что, сделав этот жанр важнейшим в своем творчестве, он в полной мере реализовывал в Lied свой композиторский .потенциал.
Творчество Шуберта вообще лишено установки на сознательное выполнение какой-либо сверхзадачи. Аргументом этому утверждению служит такое существенное свойство его композиторского процесса, как спонтанность. Мемуарная литература о композиторе полна упоминаний о творческих озарениях, охваченный которыми, он буквально «в один присест» создавал шедевры. «Он пел по требованию своей природы, как птичка на ветке, сам себя теша своей песнью, пока смерть не заставила его замолчать»'". В этом высказывании, конечно, есть определенное преувеличение, отражающее романтический миф о Худсжнике-творце. но по сути оно верно: творческий процесс Шуберта несравненно более спонтанен, нежели творческий процесс, например, Бетховена.
Возвышение бытовой песни, превращение низкого жанра в высокий, осуществленное Шубертом, далеко не единично в истории искусства. Это закономерное явление в эволю:1ии различных его видов. Идею об универсальности данного процесса (применительно к литературе) высказывал Б.В.Томашевский: «В смене жанров любопытно постоянное вытеснение высоких жанров низкими... Процесс “канонизации низших жанров" хотя и не универсальный закон, но настолько типичный, что историк литературы в поисках источников того или иного литературного явления обычно принужден обращаться не к большим предшествующим явлениям литературы, а к мелким. Эти мелкие "низшие" явления, бытующие в сравнительно малозаметных литературных слоях и жанрах, канонизируются крупными писа-
4 Л а - М л р a Mv'^JKxni.wo.xapariqjiK'rH'ea.xiK этюды / Иср. с кем А.Желябужской. — Т!.— М .1886.—С 79