Ви є тут

Симфонические жанры в творчестве Г.А. Канчели : к вопросу эволюции мировоззрения композитора

Автор: 
Денисова Зарина Мухриддиновна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2010
Артикул:
300187
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение...............................................3
Глава 1. РАННИЙ ПЕРИОД СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г.А. КАНЧЕЛИ (КОНЕЦ 60-Х — НАЧАЛО 70-Х ГОДОВ XX ВЕКА) 25
Глава 2. «’’ЧЕЛОВЕК И МИР”» КАК ТЕМА СКВОЗНОГО РАЗВИТИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ Г.А. КАНЧЕЛИ...............................44
Глава 3. РЕКВИЕМ «СТИКС» — ВЕРШИНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕТВОРЕНИЯ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Г.А. КАНЧЕЛИ...............................................101
3.1. Воплощение религиозно-философской концепции в вербальном тексте Реквиема “Стикс”»...................................101
3. 2. «Особенности воплощения религиозно-философской концепции Г.А. Канчели в музыкальном тексте “Стикса”»................117
Заключение......................................................140
Список литературы...............................................151
Приложение I. Истоки связи творчества Г.А. Канчели
с художественной грузинской культурой................................172
Приложение II. Список произведений Г.А. Канчели.................180
Нотные примеры...................................................188
3
ВВЕДЕНИЕ
I
Появление на небосклоне музыкальной культуры второй половины XX века столь уникальной фигуры, как Гия Александрович Канчели имеет особое значение. Подобно великим художникам, размышляющим над вечными проблемами бытия, он является не только композитором, но и философом, мыслителем. А потому его творчество представляет огромный интерес как для музыкантов, так и для исследователей искусства и культуры в целом.
Музыка Г.А. Канчели — это своеобразный целостный мир, в котором масштабность и многомерность образов удивительно органично сочетаются с тонким мастерством музыкальной звукописи. С первых тактов звучания его музыка захватывает и не отпускает до тех пор, пока не стихнет последний звук. Рожденная из тишины, словно растворенная в ней, звучащая то тихим отпеванием, то осознанием трагизма человеческого бытия, то неким божественным светом, она побуждает к воспоминаниям, размышлениям, к осмыслению самого сокровенного, вселяя веру в бессмертие вечных ценностей.
С полным основанием мы можем присоединиться к словам, сказанным А. Шнитке в аннотации к премьере симфонии Г.А. Канчели в Лейпциге: «Трепетное, прерывистое дыхание жизни, сосредоточенное размышление, неожиданная судорога, трагическое похоронное шествие, удары неведомой злой силы, лирическое откровение, исступленное насилие — все это проходит перед нами последовательно (а иногда и одновременно в многомерном контрапункте), и мы порой не знаем, когда и где случились эти события, между которыми века и которые даны нам не в исчерпывающей полноте, а в пунктирной незавершенности (как, впрочем, и происходит все в жизни)» [95, 295]. «И мы не можем не верить в реальность этого мира, открывшегося нам в своей прекрасной «неоформленности», и нам хочется еще раз побывать в нем и понять то, что мы не поняли с первого раза, дослушать
21
причем не метафорически, а в буквальном смысле, и говорить на языке постоянных и общеизвестных символов» [там же].
Предпринятый в настоящем исследовании анализ музыки Г.А. Канчели дает возможность доказать, что повторение типовой интонационной лексики вызывает в сознании ряд ассоциаций, которые формируют семантику текста. Эти ассоциации словно «снабжают слух адресами их прежнего бытования» [там же] и таким образом помогают расшифровать семантику текста. Перемещаясь в иное смысловое пространство, музыкальные лексемы трансформируются в сочинениях композитора под влиянием нового контекста, сохраняя при этом «память» своего семантического происхождения. М. Арановским данный процесс именуется как интертекстуальность, которая «...вводит текст в огромный, бесконечный Мир Музыки, границы которого теряются в дали времен — в мир Великого Взаимообмена между создаваемым и уже созданным, между сказываемым и уже сказанным, между существующими текстами и теми, которым только предстоит появиться на свет» [там же].
Важно отметить, что проблема соотношения «лексем» и контекста — одна из главных в области музыкальной семантики. Известно, что контекст индивидуального замысла произведения способен радикально преобразовать тот или иной художественный образ, связанный с музыкальной «лексемой». В этом плане для нас важнейшим оказалась проблема: каким же образом происходит функционирование «музыкального слова» как части коммуникативной системы?
При изучении данной проблемы мы исходили из того, что во всех случаях при всей контекстуальной многозначности некий элемент художественного образа остается стабильным, семантически устойчивым благодаря наличию «лексемы». В этой связи характерной чертой художественной семантики становится ее диалектическая мобильность. Тенденция к типизации сочетается в данном процессе с противоположной тенденцией, а именно, с
22
гибкой изменчивостью, возникновением новой типизации, но уже на ином уровне.
Подобный процесс и наблюдается в музыке Г.А. Канчели. Так, музыкальная интонация, обладающая устойчивой семантической природой, подвергается постоянным изменениям благодаря разным контекстам композиторского стиля и индивидуального замысла сочинения, а также различным исполнительским интерпретациям. Вследствие этого музыка композитора как бы самостоятельно вырабатывает своеобразие методов ее постижения. Раскрытие текстовой семантики сочинений Г.А. Канчели, выраженной интонационно (в широком смысле), позволило определить данный подход как «интонационно-семантический».
Обозначенные позиции современной методологии и теории целенаправленного анализа музыки помогли осуществить в настоящей работе попытку рассмотреть симфоническое творчество и произведения других жанров Г.А. Канчели (вокально-симфонический цикл «Светлая печаль», Литургию «Оплаканный ветром» и реквием «Стикс») в избранном ракурсе с целью более глубокого проникновения в их драматургии и концепции.
Общую методологическую базу настоящего исследования составили:
- принцип историзма как один из основополагающих в отечественном музыкознании, где художественное явление рассматривается в единстве претворения традиций и современных тенденций (труды М. Арановского, М. Высоцкой, Г. Григорьевой, Е. Долинской, В. Конен, Т. Левой, Л. Раабена, М. Сабининой);
- принцип контекстуального анализа, разработанный в трудах отечественных литературоведов (труды А. Лосева, М. Бахтина, Ю. Лотмана,
С. Аверинцева, А. Топорова и др.);
- принцип теоретического анализа, представленный в трудах
В. Бобровского, Е. Назайкинского, Ю. Холопова, Е. Ручьевской,
Н. Шахназаровой, В. Задерацкого.