Ви є тут

Интервально-периодичные звуковысотные образования: структура, функциональность, фонизм

Автор: 
Соснова Наталья Григорьевна
Тип роботи: 
структура, функциональность, фонизм
Рік: 
2007
Артикул:
172671
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Работа выполнена на кафедре теории музыки Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
Научный руководитель:
доктор искусствоведения
Л. В. Александрова
Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения, профессор
кандидат искусствоведения, профессор доктор искусствоведения, доцент
Л. Н. Шаймухаметова
А» Г, Михайленкої
М. Н. Дрожжина
Ведущая организация:
Петрозаводская государственная консерватория имени А. К. Глазунова
I
Защита состоится 1 марта 2007 г. в 17 час. 30 мин. на заседании диссертационного совета Д 210.011.01 по присуждению учёных степеней в Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки (630099, Новосибирск, ул. Советская, 31)
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Новосибирской государственной консерватории (академии) имени М. И. Глинки
Автореферат разослан « ЛГ» 2007 г.
Учёный секретарь диссертационного совета Н. П. Коляденко
доктор искусствоведения, кандидат философских наук
3
Оглавление
Введение...............................................................5
Глава I. Структура ИПО................................................16
Раздел 1. Интервальная периодичность как структурирующий
фактор звуковысотности............................................16
Раздел 2. Структурные виды, типы и разновидности ИПО..................29
^ Раздел 3 Некоторые числовые закономерности интервальных
соотношений в ИПО..................................г..............43
Раздел 4. Проявления принципа периодичности в диатонике и хроматике 52
Раздел 5 ИПО в теоретических концепциях Б. Л. Яворского и О. Мессиана...62 Глава II. Функциональная роль ИПО в музыкальном контексте.
Интонационные модели ИПО..........................................69
Раздел 1. Интервальная звуковысотная периодичность в свете теории
функциональности..................................................69
Раздел 2 ИПО в тональной организации..................................78
Раздел 3. ИПО в модальной организации.................................90
Раздел 4. ИПО в двенадцатизвуковых организациях........................*.....................104
Ь
Раздел 5 Интонационные модели ИПО....................................122
Глава III. Фонические свойства ИПО...................................137
Раздел I. Фонизм: общие положения теории.............................137
Раздел 2 Плотность вертикали как мера фонической интенсивности 152
Раздел 3 Плотность как мера фонической интенсивности на уровне целого
в музыкальной форме..............................................172
Заключение...........................................................186
Литература...........................................................192
Приложение I. Звукоряды.........;....................................205
Приложение И. Нотные примеры.........................................217
1
множественной направленности тяготения. Движение ориентировано на перспективу в результате инерции равнодольных шагов и быстрого - за три-четыре шага - выхода в хроматику с несовпадением значений октавных тонов (увеличенное трезвучие: с - е - gis - his; уменьшенный септаккорд: с-es- ges - heses - des es). Но акустически в точке выхода в хроматику происходит замыкание на октавном «дубле» исходного звука. Возникает противоречие между устремлённостью вовне, намеченной равновеликими интервальными шагами, и эффектом акустического возврата к позиции, близкой к исходной.
Энгармоническое совпадение тона выхода в хроматику с тоном октавного замыкания обозначает перспективу продвижения в сторону хроматики. Этот факт определяет рубежное положение аккордов между диатоникой и хроматикой и влечёт за собой равные возможности их включения в сферу диатоники (с учётом энгармонизма) и в сферу хроматики (без учёта энгармонизма).
Благодаря возможности тональной и внетональной трактовки, уменьшенный септаккорд и увеличенное трезвучие сыграли роль связующего звена между тональностью классико-романтического типа и сложной тональностью начала XX века. По образцу равнотерцовых аккордов стали появляться вертикальные комплексы, образованные интервалами одинаковой количественной и качественной величины: чистыми квартами, чистыми квинтами и т. п. В данной работе этот тип структур обозначен как моноинтервальный.
Равнотерцовые аккорды послужили не только структурным прототипом всех моноинтервальных НПО, но и образцом, демонстрирующим формы фактурного преобразования. В способах их изложения, расположения, расслоения на сегменты заложены приёмы различных высотных комбинаций одного интервала - смещений, сцеплений, перекрещиваний. ^^ ^^
Так, сцепление тритонов на расстоянии малой терции (с-fis - a-es) выявляет принадлежность к малотерцовому основанию (с - es -fis - а - с), двух чистых
( И I
кварт на расстоянии полутона (c-f - fis-h) - порождает структуру 5-1. Её можно представить в виде полутонового сцепления тритонов:
Движение тритонами со смещением - излюбленный приём Н. А. Римско-го-Корсакова. Во фрагменте из онеры «Кащей Бессмертный» (пример № 1) дана восходящая цепь тритонов с полутоновым смещением вниз; в опере «Золотой петушок» включается встречно-направленное смещение тритонов в двух фактурных слоях аккомпанемента (пример № 2).
Терцовость как общая основа вертикали делает правомерным объединение разнотерцовых аккордов в группу «систематического» строения (Н. С. Гу-ляницкая - 46, с. 11). Однако чтобы принципиально отделить моноинтерваль-ный тип созвучий от созвучий, состоящих из разных по качеству или количеству интервалов, вводится термин пол иинтервальные НПО. К этому типу относятся созвучия не только из чередующихся больших и малых терций, но также из чистых и увеличенных кварт, чистых и уменьшенных квинт, больших и малых секунд и других интервальных групп.
Итак, в ИПО действуют интервальные сочетания из одинаковых или разных по количественной и качественной величине интервалов. Структуры, относящиеся к первой группе, названы здесь моноинтервальными, относящиеся ко второй группе - полиинтервальными.
В аккордах терцового строения при количественном ограничении терций, в то же время, не регламентируется качественное соотношение больших и малых терций, но большая часть аккордов диатоники состоит именно из разнокачественных терций. Среди них акустически выделяются аккорды из одинаковых или строго чередующихся терций, многозвенные секвенции с выдержанным шагом по большим, малым или чередующимся терциям.
В окружении аккордов из разнокачественных терций такие образования, организованные по жёсткому правилу, выделяются особой упорядоченностью и производят впечатление механистичности, инерционности. Например, номер