Ви є тут

Творчество Такэмицу Тору в контексте национальной музыкальной культуры Японии : на примере инструментальных сочинений

Автор: 
Снежкова Елена Александровна
Тип роботи: 
на примере инструментальных сочинений
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
309
Артикул:
172670
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Оглавление.
Введение.........................................................3-20
Глава первая. Японская композиторская школа в развитии национальной
музыкальной культуры второй половины XX в........................21 - 60
Глава вторая. О творческом пути Такэмицу Тору....................61 - 99
Глава третья. Фортепианная музыка................................100 - 140
Глава четвёртая. Камерно-инструментальные и симфонические
произведения.....................................................141-199
Заключение.......................................................200 - 203
Примечания.......................................................204 - 235
Библиографический список ........................................236 - 258
Приложение 1 259 - 275
Приложение II 276 - 307
Приложение III....................................................308
Приложение IV.....................................................309
Введение.
Японское композиторское творчество - интересное и яркое музыкальное явление современности. Со второй половины XX в. японская композиторская школа (ЯКШ) заняла одно из ведущих мест в мировой музыкальной культуре. В этот период состоялось достижение этой композиторской школы зрелости, весьма внушительный её вклад в мировое музыкальное наследие подтверждается в исследованиях большинства отечественных и зарубежных (в том числе японских) музыковедов [51 - 55, 66, 68, 73, 102, 152, 155, 156, 157, 192, 202, 203, 207, 212,215 - 217, 219, 221, 227,230 - 234, 239, 241].
«Многие японские композиторы и исполнители известны за рубежом, они завоёвывают международные премии, их сочинения занимают значительное место не только в программах фестивалей современной музыки, но и в концертных программах крупнейших коллективов и солистов - исполнителей мира», -подчёркивает М. Есипова [66, с. 3]. М. Дубровская констатирует, что в музыкальном мире обрели популярность и авторитет Маюдзуми Тосиро, Мацудайра Ёрицунэ, Акутагава Ясуси, Миёси Акира, Такэмицу Тору, Дан Икума и другие корифеи японской композиторской школы 50-х - 90-х гг. XX в.[51, с. 81] Аналогичные выводы о международных творческих успехах японских композиторов второй половины XX столетия можно встретить в работах 3. Борриса, В. Лаадэ, А. Виггаля, 10. Дзёдзи [202, 217, 240, 249].
Среди крупнейших японских композиторов второй половины XX в. Такэмицу Тору1 (1930 - 1996) занимает особое место. «О нём, - отмечает Л. Акопян, - уже давно говорили как о единственном японце - и, более того, чуть ли не единственном уроженце Азии, - сумевшем занять место на самых вершинах современного музыкального Олимпа» [3, с. 221]. По мнению английского музыковеда П. Бёта, он является самым известным японским композитором своего поколения, сумевшим гармонично воссоединить в своём творчестве различные
3
симо Кадзуо (р. 1930), Хаяси Хикару (р. 1931), Юаса Дзёдзи (р. 1929), Ясиро Акио (1929 - 1976). Характерной чертой их деятельности было объединение музыкантов в небольшие группы и союзы10, которые функционировали от трех до пяти лет [66, с. И]. Такая кратковременность их деятельности отражала, по нашему мнению, сложный - полный метаний и противоречий - путь поиска и становления творческой индивидуальности каждого из композиторов, а в целом -обретения зрелости композиторской школы Японии. Показательно в этом контексте и то, что один композитор в разные временные периоды мог быть членом различных творческих объединений. Например, Маюдзуми Тосиро в 1954 г. создал группу «Саннин-но кай» («Группа трёх»), а с 1957 г. по 1962 г. входил в объединение музыкантов «Нидзюсэйки онгаку кэнкюдзо» («Институт музыки XX века»). Такэмицу Тору в разные времена был членом таких творческих объединений, как «Дзиккэн кобо» («Экспериментальная мастерская», 1951 - 1956), «Нидзюсэйки онгаку кэнкюдзо» («Институт музыки XX века», 1957 - 1962), «Тгаггёошс» (1973 - 1976) (см. об этом: [66, с. 11-12; 239, с. 20-45]).
Как отмечает Акияма Кунихару1 , активная деятельность многих творческих групп соответствовала эпохе кардинальных перемен в современной композиторской музыке [241, с. 48]. Японский исследователь проницательно выделяет новые концепции в послевоенной национальной музыки: «повышение роли музыкального искусства в обществе» и «стремление к универсальности в преодолении <разрыва> различий народов и культур» [там же, с. 49 - 50].
Кратко рассмотрим творческую платформу тех групп-объединений композиторов Японии второй половины XX в и направленность творческих исканий тех авторов, функционирование которых видится наиболее значимым для формирования Т. Такэмицу - яркого и самобытного художника современности.
Наиболее последовательно и результативно названные раннее тенденции,
на наш взгляд, представлены в деятельности композиторов и исполнителей,
29
входивших в состав творческих союзов «Синсэйкай» («Представление сочинений»), «Дзиккэн кобо» («Экспериментальная мастерская»), «Нидзюсэйки онга-ку кэнкюдзо» («Институт музыки XX века»), «Яма хицудзи-но кай» («Общество горного барана») и «Саннин-но кай» («Группа трёх»). Уточним, что и другие творческие организации - «Новое музыкальное общество» («New Music Society»), «Группа молодых людей», («Young People's Group»), объединение «20.05», «Общество свободных композиторов» («Free Composers' Society»), «Общество Пчелы» («Бее Society») и «Земное общество» («Тидзинкай») также внесли свой вклад в развитие современной японской композиторской музыки.
«Синсэйкай» (1946 - 1958) - одна из первых творческих групп, созданных после войны и объединивших композиторов Бэкку Садао, Ясиро Акио, Миёси Акира - учеников Икэнуоти Томодзиро, а так же последователей Морой Сабу-ро12 - лидера творческого направления первых послевоенных лет, отстаивающего национальную самобытность в современной композиторской музыке - Сиба-та Минао, Тода Кунио, Ирино Ёсиро, Исэкэта Марэо, Накада Ёсинао, Макото Морой, Дан Икума. «Творческий девиз» группы был созвучен общественноисторическим особенностям жизни страны первых послевоенных лет. Этих композиторов объединяло стремление внести весомый вклад в развитие японского национального искусства посредством творческих достижений каждого из членов группы. О. Жукова подчёркивает, что идея развития именно японской национальной культуры осознавалась композиторами особенно актуальной в контексте социополитических реалий того времени с его жестким оккупационным режимом [73, с. 22].
На наш взгляд, творчество этих композиторов демонстрирует характерную примету того времени - художественные поиски протекают в самых разных стилевых контекстах. Так, например Бэкку Садао, Миёси Акира и Ясиро Акио создавали свои произведения, ориентируясь на европейские музыкальные
30