ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................3
ГЛАВА I. Социокультурный контекст становления профессионального хорового искусства в Адыгее (конец XIX - первая половипа XX вв.)
1.1. Социально-исторические предпосылки формирования
профессиональной музыкальной культуры в Адыгее.............14
1.2. Адыгское традиционное хоровое исполнительство..............30
1.3. Хоровое исполнительство в художественной самодеятельности 44
ГЛАВА II. Становление композиторского творчества в жанрах хоровой музыки в 60-80-е гг. XX века.
2.1. Особенности формирования композиторского творчества
в Адыгее...................................................54
2.2. Пути освоения хоровых жанров малых форм....................70
2.3. Крупные формы хоровой музыки..............................II1
ГЛАВА III. Хоровая культура Адыгеи на рубеже XX -XXI веков: проблемы и тенденции развития
3.1. Социокультурные условия и направления развития
современной хоровой культуры..............................136
3.2. Претворение принципов фольклорного мышления в
композиторском творчестве (на примере крупных хоровых сочинений М. Хупова)................................147
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................164
Библиографический синеок.......................................169
Список использованных архивных источников......................177
Список нотных материалов и рукописей...........................178
Приложение:
Нотные примеры............................................180
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальная культура Адыгеи постоянно находится в фокусе внимания современного музыкознания. За последние двадцать лет появилось немало работ, посвященных изучению традиционной музыки адыгов и музыкальной культуры Адыгеи (М. Анзарокова, Б. Кагазежев, Г. Самогова, А. Соколова, Г. Чич, Б. Шеуджен, Ш. Шу и др). В трудах А. Сиюховой исследуются процессы формирования социокультурного пространства региона, в работах Н. Чепниян описаны пути становления профессионального музыкального исполнительства и образования в национальной автономии.
Самым неисследованным звеном музыкальной культуры Адыгеи остается профессиональное композиторское творчество, которое получило становление в 60-80-е гг. прошлого века и было обусловлено культуротворческими процессами советского времени. Новые исторические реалии, связанные с ростом национального самосознания, стремлением к культурной самоидентификации «малых» народов, актуализировали весь предыдущий музыкально-исторический опыт.
В этой связи исследование творчества композиторов Адыгеи представляется важным и закономерным. Сочинения адыгейских авторов уже давно получили общественное признание. Они прочно вошли в репертуар творческих коллективов республики, включены в обязательную программу детских республиканских исполнительских конкурсов. Музыка композиторов Адыгеи звучит далеко за пределами региона — в Краснодаре, Москве, Нальчике, Ростове-на-Дону, Саратове, за рубежом; она стала достоянием музыкальной культуры Северного Кавказа и всего российского искусства в целом. Показателем зрелости композиторского творчества является более чем 16-леший срок существования Союза композиторов Адыгеи, который реализует себя в отчетных концертах пленумов, нотных изданиях, публикациях в прессе.
23
марш», «Эпическая поэма», увертюра «Воспоминание об Адыгее» для симфонического оркестра В. Мессмана, секстет «Адыгея», «Сюита» и «Песенная фантазия Джемерзе» для фортепиано в четыре руки М. Гнесина и др.)1. В своих сочинениях композиторы не отступали от традиций русской музыкальной классики, которые в то время служили эстетическим эталоном для профессионального композиторского творчества2. Подобную «кураторскую» миссию выполняли А. Абрамянц, П. Проскурин в Дагестане, А. Авраамов, Т. Шейблер в Кабардино-Балкарии и др.
В 30-50-е гг. XX века особое развитие в Адыгее получила художественная салю деятельность, которая охватила все виды искусств. Создавались драматические, танцевальные, цирковые кружки, народные оркестры и ансамбли, хоровые коллективы, фольклорные ансамбли и др. Самодеятельность стала преемницей дореволюционного любительства, объединяя все социальные слои общества: интеллигенцию, рабочий класс, крестьянство. В отличие от дореволюционного любительства она была средством целенаправленного идейно-эстетического воспитания масс, проводником официальной идеологии.
Так же как и до революции, творческий энтузиазм масс проявлялся в двух направлениях: 1) приобщение к европейскому искусству, к лучшим образцам русской и зарубежной музыкальной классики; 2) воссоздание и «развитие» музыкального фольклора. Если первое направление преобладало в городской самодеятельности, то второе - в сельской. Так, уже в конце 20-х гг. при Доме работников просвещения был создан хоровой (руководитель И.Святловская) и оркестровый (руководитель О. Гусева) коллективы, исполнявшие популярную классик}'. Силами медицинских работников города Майкопа была исполнена опера П. Чайковского «Мазепа» (под руководством И. Святловской). В кружке Е. Дигби-Корсак ставились
1 Сухоча Т. К вопросу истории русско-адыгейских музыкальных связей (1921-1941 гг.) // Музыкальный
фольклор адыгов. Материалы научно-практической конференции /Ноябрь 1986 г./ - Майкоп: ЛНИИ экономики, языка, литературы и истории, 1988. — С.53-64.
3 В дальнейшем русские музыканты продолжали оказывать разовую (Ю. Силантьев) и постоянную помощь адыгейским композиторам (В. Бурдссв).
24
отдельные сцены из «Русалки», «Аиды» и других опер. С 1925 г. по 1936 гг. при кинотеатре «Гигант» существовал симфонический оркестр, который обслуживал впоследствии драматический театр, что говорит о достаточно высоком уровне профессиональной подготовки музыкантов.
Второе, приоритетное направление, объединяло огромные массы трудящихся, не владеющих основами музыкальной грамоты. Поражает многочисленность фольклорных самодеятельных коллективов, существовавших а Адыгее в 30-гг. прошлого века. Так, в сводке о подготовке к празднованию 15-летия Адыгеи сообщается: «В Хакуратенском
районе...колхозники шьют праздничные костюмы, в которых они приедут в Майкоп. Район покажет самодеятельное народное творчество: 6 колхозников -зурначей, 16 гармонистов сыграют на черкесских гармошках, 128 танцоров, адыгейский хор в 61 человек, национальный ансамбль. ... В Псекупском районе джигиты, танцоры, певцы, музыканты выступят с новыми номерами. 30 адыгейцев выступят с показом игры на национальном инструменте «шичапшин»1. Эти факты вызывают сожаление о том, что в настоящее время во всей республике не найдется такого количества самодеятельных национальных исполнителей, какое представил один район в те годы.
Особенно активно велась работа по созданию новой музыкальной культуры (под названием «современное народное творчество») у горских народов. В 1931 г. с этой целью проводилась большая работа по подготовке и проведению первой Олимпиады горских народов в г. Ростове-на-Дону, где Адыгея была представлена инструментальным и вокальным самодеятельными ансамблями, а также спектаклем «За колхоз», в котором главными героями были два адыгейских пионера2. Анализируя состояние вокально-хоровой музыки горцев (Дагестана, Ингушетии, Осетии, Чечни, Карачая, Кабардино-Балкарии, Адыгеи) А. Митрофанов писал в своем отчете: «Если сопоставить тексты песен с их музыкой, то выясняется, что
1 РаИоны готовятся к празднику // Адыгейская правда.- 1937. -27 августа. - С. 4.
2/1иепатбек. Олимпиада: искусство горских народов Северного Кавказа (Из хроники олимпиады) И Революция и горец. - 1931.-№ 12.-С. 115.
- Київ+380960830922