Ви є тут

Пассакалия в отечественной инструментальной музыке второй половины XX века

Автор: 
Абдуллина Галина Вадимовна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172773
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................................................... 3
Глава первая: ТЕМАТИЗМ.......................................... 30
Полномасштабные темы............................. 35
Микротемы........................................ 58
Глава вторая:
ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЙ ТЕМЫ И ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ 75
Традиционные типы проведений..................... 78
Проведения с удержанным противосложением . . 95
Утолщение темы.................................. 100
Канонические проведения......................... 102
Расшатывание и трансформация темы............... 104
Глава третья: КОМПОЗИЦИЯ ...................................... 120
Трехчастная форма второго плана................. 126
Рондо как форма второго плана................... 134
Фуга как форма второго плана ................... 137
Свободная форма и озбпа1о....................... 141
0&1па1о как форма и как принцип развития .... 147
Пассакалия на две темы.......................... 157
Функции пассакалии в цикле...................... 165
Заключение..................................................... 175
Список литературы.............................................. 189
Приложение I Музыкальный материал диссертации.
Список произведений............................................ 209
Приложение II Музыкальные примеры.............................. 215
т
Введение
Вариационная форма, именуемая в самых различных источниках как basso ostinato, является одной из музыкальных форм (равно как и музыкальных жанров), наиболее долго сохраняющих свою дееспособность в композиторском творчестве. Ее активность была заметной в европейской музыке уже к XVI веку, но она продолжает оставаться плодотворной и в наше время. Наиболее широкое воплощение форма basso ostinato получила в жанрах пассакалии и чаконы, которые на разных этапах своего длительного исторического развития претерпевали эволюционные преобразования и испытывали различную степень внимания со стороны композиторов.
Возникновение и развитие пассакалии и чаконы пока еще исследовано не вполне достаточно. Особенно это ощутимо по отношению к музыке XX века. Между тем интерес композиторов к этим жанрам на протяжении длительного времени не угасал, о чем свидетельствует музыкальная практика. Особого внимания заслуживает творческое наследие композиторов бывшего Советского Союза, где рассматриваемые формы и жанры занимают далеко не последнее место и находят широкое применение. Настоящая диссертация посвящена одной из разновидностей формы basso ostinato — пассакалии, нашедшей широкое претворение в произведениях отечественных композиторов второй половины XX века.
Как указывают различные источники (27, 48, 77, 121), форма вариаций на basso ostinato, наиболее ярко проявившаяся в жанрах пассакалии и чаконы, зародилась в средневековой музыке XII—XIII веков и связана с мотетом. В XVII - первой половине XVIII века подобные вариации переживают свой первый расцвет и достигают совершенства в творчестве И. Пахельбеля, Д. Букстехуде, Г. Ф. Генделя и И. С. Баха. В произведениях XIX века остинатные вариации обнаруживаются лишь эпизодически (здесь
Глава І: ТЕМАТИЗМ
Исследование тематизма занимает особое место в анализе произведений и является одной из основ их изучения, так как от его особенностей и строения зависит структура и общая композиционная схема пассакалии. Т. Кюрегян отмечает: «Применительно к разным темам всего произведения или к темам в творчестве какого-либо композитора в целом, или к темам определенной музыкально-исторической эпохи употребляется обобщающее понятие тематизма» (78,11). Е. Ручьевская пишет: «Тема и тематическое развитие — это тот план музыкального произведения, который включает в себя все остальные планы, начиная от выразительных средств, кончая композицией, формой произведения как целого. Тема и тематическое развитие — это тот план музыкального произведения, который наиболее непосредственно доносит до слушателя его содержание» (135, 3). Таким образом, тип тематизма, его структура и выразительные особенности являются едва ли не определяющими для целостной композиции произведения.
Для тематизма инструментальных пассакалий отечественной музыки второй половины XX века характерно наличие определенных структурных принципов, которые затем проецируются на композицию: трансформации темы в процессе развертывания формы пассакалии, в известной степени, заложены в ее первоначальном виде и связаны с ее строением. Обилие тем и их многообразие, тем не менее, позволяет все же найти основание для классификации. В качестве критерия в этом случае могут выступать такие компоненты как структура, мелодический рисунок, ритмические особенности, ладогармонические закономерности, функция темы в произведении. Подобного многообразия не наблюдалось в темах
31
традиционных образцов XV1I-XVIII веков, для которых были типичны стабильные формулы и определенные метроритмические схемы. Так, основные черты тематизма классических образцов, которые нашли широкое преломление в произведениях на basso ostinato XVH-XVIII веков, заключаются в умеренно-медленном темпе, фригийском тетрахорде, трехдольном размере, характерной ритмической формуле, нисходящем хроматическом движении от тоники к доминанте или интонациями, обрисовывающими основные гармонические функции лада; в виде структуры четырех-восьми тактов с кадансовым завершением. Постоянным их спутником, также, оказывается медленный темп и минорное наклонение. В качестве примера можно привести темы арии Дидоны из оперы «Дидона и Эней» Перселла, заклинания из оперы «Дидона» Кавалли, чаконы f-moll и d-moll для органа Пахельбеля, «Crucifixcus» из мессы h-moll Баха (пр. №№1,2,3,4).
№1. Г. Пёрселл. Ария кз оперы «Дидона и Эней»
ма=>г т т if ш I
№2. Ф. Каваляи. Заклинание из оперы «Дидона» (1660?)
шшн Hif>r-fifrY~i| 1-1гл=|и I
И. Пахельбель
№3. ... , Чакона для органа
Allegro moderato
ШЩШЩ ЩШШШ