Ви є тут

Типология музыкального мышления С. И. Танеева : На прим. камер, инструмент, ансамблей

Автор: 
Цахер Изольда Оскаровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1994
Артикул:
1000164588
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
Глава I. ОСОБЕННОСТИ ТЕМАІИЗМА.............................. 27
Глава II. СТРОЕНИЕ КУЛЬМИНАЦИЙ.............................. 70
Глава Ш. ДРАМАТУРГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРВЫХ ЧАСТЕЙ
ЦИКЛОВ............................................. 77
Глава ІУ. ТРАКТОВКА СКЕРЦО................................ 90
Глава У. ТРАКТОВКА МЕДЛЕННЫХ ЧАСТЕЙ ЦИКЛОВ............... 99
Глава УІ. ТРАКТОВКА ФИНАЛОВ.............................. 109
Глава УП. Ор.7 и ор.19 В КАЧЕСТВЕ "ПРОЛОГА" И "ЭПИЛОГА"
СТРУННЫХ АНСАМБЛЕЙ............................... 127
Глава УІІІ. ТРАКТОВКА ЦИКЛА................................ 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Характеристика типологии мышления Танеева.
!
К проблеме Бетховен - Танеев - Шостакович... 147
Использованная литература.................................. 172
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ.......................................... 180
3
ВВЕДЕНИЕ
Творческое наследие С.И.Танеева привлекает в последние десятилетия все большее внимание музыковедов. Свидетельство тому -появление работ разного типа: историко-стилистического исследования Л.З.Корабельниковой - фундаментального труда, охватывающего все жанры танеевского творчества; ряда статей, освещающих его отдельные аспекты - вопросы стилистики, тематизма, строения цикла, специфики лишки, полифонии и т.д.х; монографий (Г.Бер-нандта и С.Савенко). А также публикации документальных материалов: Дневников Танеева (с вступительной статьей Л.Корабельнико-вой), 1-го тома его Коллекции книг.
Среди более ранних работ исследовательского характера необходимо ввделить статьи В.Протопопова**, книгу С.Евсеева "Народ-ные и национальные корни музыкального языка Танеева", наряду с краткими, но содержательно концентрированными эссе Б.Асафье-
Михайленко А. О принципах строения фуг Танеева С 77 ); Михайлов М. Танеев и музыкальный романтизм V 78 ); Савоскина Г. Заметки о стиле Шестого квартета С.И.Танеева (95 ); Тихонова А. О некоторых проявлениях классицистских тенденций в струнных ансамблях С.Танеева (НО); Юденич Н. К вопросу о выразительности и некоторых стилистических чертах инструментальной музыки С.И.Танеева (125 ), 0 лирике Танеева (126); статьи Л.Корабель-никовой, а также исследование "Инструментальное творчество
С.И.Танеева", материал которых в основе своей вошел в вышеупомянутую книгу.
** Протопопов В. О тематизме и мелодике С.И.Танеева (85 ), Некоторые вопросы музыкального стиля С.И.Танеева ( 84 ), Творческий путь С.И.Танеева С 86 ).
ххх С.И.Танеев (к 30-летию со дня смерти) - ( 5 ), Последние заветы Глинки (Глинка и Танеев) - ( 1 ), 0 полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности. (Памяти Сергея Ивановича Танеева - ( 3 ).
Космос). Наконец, восприятие природы как космической "сверхприроды” А.Бельм, идущее от Тютчева и т.п.
Танеевский универсализм, предполагающий сосредоточенность на "постоянных" темах, областях знания, представленных трудами разных эпох, означает нечто большее, чем энциклопедическую образованность. Он приближается к универсализму в том смысле, какой вкладывается в это понятие в ХХ-ом веке: к макроисторичности, акцентированию в явлении качества вечности. Подобный макро, метаисторизм присущ, в частности, мышлению А.Блока.
Вполне в духе времени и интерес Танеева к Спинозе, привлекавшему многих (философов и художников. В их числе Вл.Соловьев, (Спиноза - "первая любовь" Соловьева), Л.Лопатин, А.Введенский,
Н.Грот, В.Брюсов, Д.Мережковский и др. Это тяготение объясняется во многом точками соприкосновения некоторых положений Спинозы с теорией всеединства. А именно: синтеза духовного и материального начал, этических вопросов, трактуемых в аспекте оппозиции рационального-эмоционального, личного-внеличностного ( 53 , с.80-81)х.
Такие положения Спинозы как диалектика части и целого (часть - модус, атрибут субстанции), усмотрение смысла частного, единичного только в его взаимосвязи с целым - как части целого могли быть, повидимому, ценны для теории "всеединства". Приверженность "Этике" Спинозы согласуется с особым значением морально-этических проблем в России того времени, уходящих своими корнями в древнерусские традиции. Этика Спинозы смыкается с идеей самосовершенствования, неотделимой от идеи духовной свободы. Существенно, однако, что духовная свобода, по Спинозе, достигается
х Подробнее по поводу традиций философии Спинозы в русской культуре конца XIX в. см. 53 .
путем приобщения к универсальному целому, путем осознания единства, тождества законов целого и закона личности - макро- и микрокосма.
В непосредственной связи с философией "всеединства" находится теория ноосферы, разработанная Вернадским, Флоренским,
Т.де Шарденом, разделявшаяся Э.Циолковским и другими учеными XX века.
Под ноосферой понимается высшая стадия развития биосферы, ее качественно новое состояние, возникшее под воздействием духовной (культурной) энергии человечества, которая трактуется как одна из форм биогеохимической энергии. При этом образование ноосферы мыслится как одно из проявлений космической закономерности - "высшая точка организации космического процесса" (Тейяр де Шарден). Культурное наследие, подразумевающее взаимосвязь и единство идей - "коллективный разум", в котором ничто подлинно значительное не теряется - включается в историю человеческого духа. Духовное же начало органично входит в целое. Понятие ноосферы, таким образом, сопряжено с понятием "интегральных законов" ( 52 , с.165).
Своеобразной иллюстрацией близости этих идей Танееву может, повидимому, служить его символический сон, вызвавший столь сильное потрясение, что Танеев отступает от правила не писать о своих внутренних переживаниях. Сон Танеева воспринимается как зримый, почти художественный образ ноосферы, где подлинно ценные, непреходящие идеи - "музыкальные мысли" (в виде живых существ, похожих одновременно и на кометы) непосредственно включены в вечное движение времени, в космическое целое, обретая тем самым бессмертие (см. 104 , с.176-177).
Причем, мучительным для Танеева в этом сне является то, что