Ви є тут

Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока

Автор: 
Дьябелко Людмила Андреевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1989
Кількість сторінок: 
187
Артикул:
133153
179 грн
Додати в кошик

Вміст

- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение...................................................... 3
I. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока от
истоков до 1917 года ........................................ II
П. Фортепианная педагогика и исполнительство Сибири и Дальнего Востока после Великой Октябрьской социалистической революции (20-е - начало 50-х годов) ................. 46
2.1. Фортепианная педагогика в Сибири и на
Дальнем Востоке в 20-е годы.......................... 50
2.2. Фортепианная педагогика в Сибири и на
Дальнем Востоке в 30-е годы......................... 64
2.3. Фортепианное исполнительство в Сибири и на
Дальнем Востоке в 20-е - 30-е годы..................... 74
2.4. Фортепианная культура Сибири и Дальнего
Востока 40-х - начала 50-х годов................... 82
Ш. Фортепианная культура Сибири и Дальнего Востока
(середина 50-х - 80-е годы) ................................. 95
3.1. Фортепианная педагогика в Сибири и на
Дальнем Востоке (середина 50-х - 80-е годы) ........... 97
3.2. Фортепианное исполнительство в Сибири и на
Дальнем Востоке (середина 50-х - 80-е годы) .......... 127
3.3. Фортепианное творчество композиторов Сибири и Дальнего Востока........................................ 141
Заключение .................................................. 169
Библиография .................................................. 174
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
Фортепианная культура выступает как часть сложной социальной системы, "подчиняющейся социологическим закономерностям, и в то же время как относительно самостоятельный социальный феномен, имеющий свою логику и свои законы развития" (57, с. 58).
Фортепианная культура производит духовные ценности, базируясь на духовных ценностях (идеологических, эстетических, художественных), принятых обществом, строем. Но нельзя игнорировать материальные условия, без которых немыслимо существование фортепианного искусства,* производство музыкальных инструментов, строительство концертных залов и учебных заведений, печатную базу для насыщения "рынка" нотами и книгами, ремонт и настройку инструментов и т.д. Исходя из вышесказанного, можно сформулировать понятие "фортепианная культура" как совокупную деятельность социальных институтов, продуцирующих фортепианное искусство и обеспечивающих его функционирование (производство, потребление, практическое освоение, критику) на основе сложившихся в обществе духовных и материальных ценностей.^
1. Под фортепианным искусством, являющимся стержнем фортепианной культуры, мы понимаем музыкально-творческую деятельность, связанную непосредственно с фортепиано: композиторское, исполнительское, педагогическое творчество.
2. Сходство формулировок усматривается и в определении М.Таракановым понятия "музыкальная культура", которая"в широком смысле слова включает многообразнейшие формы деятельности: сочинение музыки, ее интерпретацию, ее функционирование в системе различного рода общественных и государственных учреждений, с помощью которых музыка доходит до слушателя. Помимо этого существует сложная и разветвленная система музыкального образования и воспитания, важной частью "музыкального дела" является также мысль о музыке - ее критическое и научное осмысление" (91, с. 3).
- 22 -
вости сибиряков;
2) выявлению местных музыкально-исполнительских сил;
3) накоплению инструментария;
4) объединению людей для совместного музицирования и закреплению традиции проведения организованных концертов, родившейся в пору деятельности A.B. и А.А.Алябьевых;
5) повышению интереса к фортепианной музыке.
С исполнительским творчеством ссыльных в музыкальный быт Сибири вошли лучшие образцы отечественного и зарубежного музыкального искусства.
По существу, музыкально-просветительная деятельность декабристов явила собой высочайший пример, своего рода эталон для всех последующих поколений музыкантов Сибири и, добавим, Дальнего Востока.
В 60-е - 90-е годы XIX столетия в развитии музыкальной культуры Сибири наметился перелом. С одной стороны, он явился продолжением дела, начатого первыми русскими революционерами, с другой - отразил глубокие изменения в экономической и социально-политической жизни Сибири второй половины XIX в. Отмена крепостного права в России повлияла на "распространение сферы господства капитализма на новые территории” (2), к которым принадлежали и восточные окраины. Развитие капитализма здесь сопровождалось ростом переселенческого движения, вследствие чего численность населения Сибири возросла.
Период с начала 70-х годов характеризуется подъемом общественно-политического движения, которое в Сибири развивалось как составная и неотъемлемая часть общероссийской революционно-освободительной борьбы. Происходила консолидация местных демократических сил, в том числе интеллигенции, организовывались кружки
- 23 -
по политическому и культурному просвещению сибиряков, открывались учебные заведения, учреждения культурно-просветительного характера. В этой обстановке сибирская художественная интеллигенция своими силами продолжила начатый ссыльными декабристами по всей Сибири процесс становления музыкальной культуры.
Первыми шагами на этом пути стала организация любительских музыкальных кружков и обществ, которые решали задачу пропаганды музыкального искусства и его демократизации. Любительские кружки и общества становились очагами массового музыкального просвещения сибиряков.
Примечательно, что одним из первых в Сибири возникло "Музыкальное общество" в Тобольске (1856 г.), городе с уже имеющимися музыкальными традициями и сильным влиянием духовной культуры декабристов. В дальнейшем подобные общества образовались в Томске (в 1876 г. кружок сгруппировался вокруг учителя немецкого языка мужской гимназии Р.К.Сирена), Иркутске (1881 г., "Общество любителей музыки и литературы"), Барнауле (кружок скрипача А.Г.Баса-рова), Красноярске (1882 г., кружок З.А.Барша, переименованный позднее в "Красноярское общество любителей музыки и литературы") и некоторых других городах Сибири.
К 70-м - 90-м годам относится начало распространения музыкальной, в том числе фортепианной культуры на Дальнем Востоке. Несмотря на то, что в сравнении с сибирской дальневосточная русская музыкальная культура не имела глубоких исторических корней и не была подвержена непосредственному влиянию декабристов, она, тем не менее, развивалась довольно быстрыми темпами. Первыми проводниками музыкального искусства здесь являлись приезжавшие из европейской части России кадровые офицеры и их семьи, среди которых было немало инициативных и образованных людей, получивших хорошее музыкальное воспитание. Естественно, что и в новых услови-