Ви є тут

Гитара в камерном ансамбле

Автор: 
Петропавловский Алексей Алексеевич
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2006
Артикул:
172737
179 грн
Додати в кошик

Вміст

з
10
10
14
18
27
32
39
43
55
56
61
71
76
82
93
100
111
124
137
147
161
165
174
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.............................................................
Глава 1. Западноевропейская традиция ансамблевого музицирования с гитарой..............................................................
1.1. Ранний период............................................
1.2. Средние века.............................................
1.3. Эпоха Возрождения........................................
1.4. XVII - начало XVIII века...............................
1.5. Конец XVIII - начало XIX века............................
1.6. 30-40-е гг. XIX века - начало XX века....................
1.7. XX век...................................................
Глава 2. Развитие камерно-ансамблевого музицирования с гитарой
в России.............................................................
2.1. Появление гитары в России................................
2.2. Конец - XVIII - начало XIX века (семиструнная гитара)....
2.3. Конец-XVIII - первая половина XIX века (шестиструнная гитара).......................................................
2.4. Вторая половина XIX - начало XX века...............!.....
2.5. XX век...................................................
Глава 3. Музыкально-выразительные возможности гитары в камерном ансамбле.............................................................
3.1. Гитара и фортепиано......................................
3.2. Гитара и скрипка.........................................
3.3. Гитара и флейта..........................................
3.4. Гитара и голос...........................................
3.5. Гитарный дуэт............................................
Заключение...........................................................
Список литературы....................................................
Приложение...........................................................
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия исполнительская школа игры на классической гитаре в России развивается интенсивно. Об этом свидетельствует возросшее количество ярких концертирующих исполнителей, а также успехи молодых отечественных гитаристов на международных и всероссийских конкурсах. Интерес широкой публики к гитарным концертам неизменно высок. Одновременно с этим, включение гитары в систему профессионального образования
требует формирования необходимой научно-исторической, методической и
/
репертуарной базы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги в этой области, многие аспекты гитарного искусства пока ещё не попали в поле зрения отечественных музыковедов. Особенно это относится к сфере камерноансамблевого музицирования с гитарой, которая остаётся практически неизученной. По-видимому, одна из главных причин этого состоит в том, что рассматриваемая сфера находится на пересечении различных областей знания -музыковедения, культурологии, эстетики, психологии, акустики, а, кроме того, требует от исследователя практического исполнительского опыта. Судя по всему, опыт этот является определяющим условием изучения данного вида искусства, так как позволяет изнутри прикоснуться к такой «тонкой материи», как камерный ансамбль.
Актуальность темы.
Камерный ансамбль — единственная сфера, обеспечивающая практическую связь гитарного исполнительства как с исполнительством на других инструментах, так и с традицией камерного музицирования в целом. Значение подобной связи для развития гитарного искусства на современном этапе, учитывая исторический опыт, трудно переоценить.
Как известно, игра в камерном ансамбле является необходимой составной частью полноценного профессионального развития любого музыканта - а, поскольку гитара не входит в состав оркестра (ни симфонического, ни народ-
всеместное употребление. Из-за предъявляемых к техническим возможностям инструментов требованиям на более высокую ступень поднялась исполнительская техника; совершенствовалась и конструкция инструментов.
Будучи бесписьменной, культурная традиция менестрелей и жонглёров не оставила нам образцов музыки того времени. Однако, обращение к другим свидетельствам - в частности, к литературным текстам - даёт представление о широчайшем распространении струнных щипковых инструментов в различных социальных слоях средневекового общества.
М. Салонов в монографии «Менестрели» [119, с. 41] приводит обширный перечень жонглёрских ремёсел, основанный на памятниках средневековой словесности (хрониках, покаянных книгах, иконографии и т. п.), в котором отдельную группу (!) составляет «профессионализм менестрелей-инструменталистов, владевших игрой на нескольких инструментах, а также ансамблевыми навыками (курсив мой - А.П.)». «Жонглёрство - особый мир, целая культура, изъяснявшаяся в искусстве на самобытном языке. Именно на основе их музыкальной практики, их традиций, развились ранние формы светской музыкально-поэтической лирики. Именно здесь в сфере народного музицирования получили прибежище и дальнейшее развитие ассимилировавшиеся в Европе типы музыкального инструментария» [77, с. 73-74].
Упоминания о превосходной ансамблевой игре менестрелей в письменных источниках того времени довольно многочисленны. «Компаньонство странствующих артистов, профессионально примерно равноценных, было распространённым явлением» - отмечает М. Салонов, ссылаясь на средневековые повествования [119, с. 51]. Можно отметить, что в основном это были небольшие по составу ансамбли - чаще всего дуэты. Например, в «Биографиях провансальских трубадуров ХШ-Х1У веков» Ж. Бутье упомянуты «два компаньона - игрецы на виелах в ансамбле», или биография Элиаса де Барджоля, который «объединялся с другим жонглёром по имени Оливье, и они долго путешествовали вместе, останавливаясь при дворах графов и королей» и т.д.
[119, с. 51]. Естественно предположить в подобных ансамблях хорошую сыгранность, обусловленную долгим творческим содружеством артистов.
В условиях формирования и укрепления городов основная масса шпильманов и менестрелей постепенно перешла на оседлый образ жизни. Уже к XIV веку целые улицы и кварталы заселились музыкантами - использование музыкальных инструментов стало неотъемлемой частью городского быта. Так, например, большой популярностью пользовались свадебные оркестры, состав и репертуар которых зависел от сословного положения невесты [74, с. 33]. Происходивший в этот период процесс объединения в различные корпоративные «цеховые» сообщества способствовал укреплению социального статуса и повышению профессионального уровня музыкантов.
Таким образом, можно констатировать наличие в Западной Европе сформировавшейся, вполне самобытной и профессиональной традиции совместного музицирования, связанной в первую очередь с жонглёрским искусством. Различные варианты ансамблей, в которых широко использовались струнные щипковые инструменты - как для аккомпанемента певцам, танцорам, так и в инструментальных ансамблях (в том числе в сочетании с духовыми и орган-портативом17) - явились, на наш взгляд, прообразом классических камерных составов с гитарой, существующих в настоящее время.
1.3. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Возрождения (XV - XVI вв.) во многих европейских странах (раньше всех - в Италии) происходили значительные изменения в экономической и культурной жизни, связанные с развитием городов и зарождением в них буржуазно-капиталистических отношений.
В «...светском городском искусстве, усвоившем и стихийный реализм народно-песенной практики, и лирическую выразительность музыкальнопоэтической культуры трубадуров и труверов, более всего сказывались гума-
17Орган-портатив - миниатюрный переносной (на ремне) орган.