Ви є тут

Церковно-певческая культура саратовских старообрядцев в историческом аспекте

Автор: 
Полозова Ирина Викторовна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
332
Артикул:
133810
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
СОДЕРЖАНИЕ
Том I
Введение..................................................... 4
Глава 1. Певческие традиции Иргизских и Черемшанских старообрядческих монастырей.................................... 29
§ 1. Хоры, библиотеки и скриптории...................... 30
§2. Певческие стили и практика миогораспевности......... 58
§3. Творчество монастырских певчих..................... 108
Глава 2. Цер ковно-псвческие традиции старообрядческих общин Саратовской губернии (XVIII - начало XX вв.) 157
§ 1. Певческое наследие немонастырских общин........... 157
§2. Творчество старообрядцев губернии.................. 184
§3. Развитие полемики в среде саратовских старообрядцев по
вопросам богослужебного пения...................... 196
Глава 3. Церковно-певческие традиции современного саратовского старообрядчества..................................... 219
§ 1. Певческие книги и традиции знаменного пения....... 219
§2. Обновление традиций богослужебного пения........... 245
§3. Церковно-певческая практика современных старообрядцев..................................................... 270
Заключение................................................. 284
Литература................................................. 295
Том II
Примеры.................................................... 333
Приложение 1............................................... 377
Приложение П............................................... 385
§1. История саратовских старообрядческих монастырей 385
§2. Характеристика уклада монастырей, отправления богослужения, клирошане и их руководители................... 405
§3. Обучение певческому искусству в старообрядческих монастырях................................................ 427
§4. Монастырские библиотеки и скриитории................. 440
§5. Историческая панорама формирования и развития немонастырских старообрядческих певческих центров губернии ............................................... 458
§6. История саратовского старообрядчества XX - начала XXI
вв.................................................. 480
Принятые сокращения......................................... 506
Список обследованных старообрядческих общин Саратовской области............................................... 507
Список использованных рукописей............................. 508
50
жирные, а вертикальные - очень тонкие. Признаки в виде вертикальных черточек также тонкие, а в виде точек становятся почти незаметными.
В большей части певческих памятников иргизского происхождения мы встречаемся с высококачественным выполнением оформительских работ, тонкой прорисовкой деталей, изяществом и сложностью орнамента, богатством фантазии писца. Часто оформление иргизских рукописей носит искусный характер. Например, в Обеднице 3МБ 2842 или Обиходе ЗНБ 2848 некоторые тонкие ажурные инициалы разрастаются в своих размерах до полного охвата листа, когда они оплетаются изощренным растительным орнаментом. Иногда мастера стремятся украсить текст не только богатыми полихромными заставками, инициалами и миниатюрами, но также вносят украшения в тушевые начертания. Например, Трезвоны ЗНБ 2818 содержат в тексте много украшений в виде виньеток в буквах, тушевых инициалах и в указаниях на развод фиты.
Богато оформлена рукопись'Трезвонов ПКМ 2628, которая имеет оригинальные украшения: красочные заставки и инициалы во весь лист, многочисленные заставки в рамках, с «тайнозамкненными» записями в них, например, «киими книга сия красуется, тое иже следствием показу-ется» (л. 17). В рукописи используется разнообразная цветовая палитра: помимо традиционных для гуслицкого оформления ярких красок, здесь довольно часто встречается их сочетание с золотом и серебром. Стремление разнообразить и украсить рукопись проявилось и в других приемах. Так, при записи задостойника Пасхи выбрана своеобразная цветовая гамма: текст выписан чернилами синего цвета, певческие знаки -киноварью, а степенные пометы - тушью (л. 9). Рамка и запись «на ве-лицей вечерни» выполнены с использованием крупных уставных букв старославянского письма (используется написание букв «наш» (14), «червь» (У), «цы» (Ц), «ер» (Л>)), а также греческое I. Кроме того, в заголовке мы читаем запись писца, в которой он приводит сравнение своего труда с творчеством выдающегося церковного деятеля и писателя
51
Григория Цамблака: «В похвалу же и честь пренепорочней удобен, осмогласием успенскому цамблаку подобен. Служитель ея златописец доспел, в числении гласов имя роспел» (л. 337 об.).
Кроме обязательных атрибутов рукописных украшений, таких как киноварные инициалы, вязь, заставки и т.д., в некоторых рукописях ир-гизского происхождения присутствуют искусные миниатюры. Демсст-венник ЗНБ 2838 содержит миниатюру «Преподобный Роман (Сладкопевец)», Трезвоны ЗНБ 2846 включают изображения св. Иоанна Дама-скина, Иоанна Златоуста, Николая Чудотоворца, Василия Великого и др. (общим числом 15). Великолепные украшения и миниатюры содержит Обедница ЗНБ 2862 (св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Двоеслова); Ирмологий СОУНБ 306341 включает лицевую миниатюру с изображением св. Иоанна Дамаскина. Заставки в рамке с искусным воплощением сюжета каждого двунадесятого праздника находятся в богато украшенных Праздниках СОУНБ 306338. Все названные миниатюры, присутствующие в певческих рукописях Иргиза, выдержаны в рамках иконописного канона и опираются на традиции оформления старообрядческой рукописи.
Наряду с профессиональным исполнением книжного оформления, в рукописях иргизского типа встречаются и безыскусные украшения. Например, Сборник ЗНБ 2840 содержит небрежно выполненные цветные заставки и инициалы, текст написан очень крупным почерком. Обедница ЗНБ 2865 также имеет скромное оформление, вместо туши здесь используется ссро-зсленая краска, вместо киновари - розовые чернила. Возможно эта рукопись является непрофессиональным подражанием иргиз-скому протографу, а переписчиком был плохо обученный делу книгопи-сания старообрядец. Ирмологий ЗНБ 2815 имеет беглый, но не очень ровный почерк, а местами - небрежный. Книга принадлежала иноку единоверческого Воскресенского монастыря Марсалию и, вероятно, была списана монахом для личной библиотеки. Сборник СОУНБ 306043,