Ви є тут

Альбан Берг и его время : опыт документальной биографии

Автор: 
Векслер Юлия Сергеевна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2011
Артикул:
302818
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...............................................................3
Глава I. Вена на рубеже веков: Die Wiener Moderne.......................26
Глава II. Пути к самопознанию...........................................44
Глава III. Ученик Шёнберга..............................................88
Глава IV. В поисках самостоятельности..................................118
Глава V. «Утраченные иллюзии»: о духовных исканиях на переломе
эпох..................................................................174
Глава VI. Новая музыка и ее социальные институты.......................200
Глава VII. Вторая профессия............................................213
Глава VIII. Сочинитель «Воццека».......................................244
Глава IX. Эра додекафонии..............................................285
Глава X. От «Воццека» к «Лулу».........................................294
Глава XI. Музыка в годы национал-социализма............................352
Глава XII. Последние годы жизни........................................366
Заключение: о посмертной судьбе наследия...............................402
Архивные источники.....................................................428
Литература............................................................429
3
Введение
Актуальность исследования. Судьба биографии как жанра научного исследования оказалась непростой. Пережив свой расцвет в “литературоцентристском” XIX веке, в XX она утратила былое значение, все более ассоциируясь с невзыскательной и общедоступной популярной литературой о музыке. Сильнейший критический импульс в ее адрес исходил как от “истории стилей” начала столетия, которую разрабатывал Гвидо Адлер, призывавший писать “историю музыки без имен”, так и от послевоенного структурализма и сменившего его постструктурализма, сделавших фигуру автора несущественной как для процесса, так и для результатов исследования (это повлекло провокационный вопрос Карла Дальхауза: “Нужны ли еще биографии?”1, ответом на который послужила столь же риторическая реплика Германа Дану-зера: „Может ли поэтика спасти биографику?“2).
И вес же, вопреки скептическим прогнозам, жанр биографии остался востребованным и актуальным, более того, вобрав в себя достижения смежных наук (в первую очередь, наук о человеке и об обществе), обрел подлинную универсальность. Об этом свидетельствуют исследования, писавшиеся на протяжении XX столетия. Они демонстрируют существенное обновление жанра, связанное с появлением новых его разновидностей, одной из которых стала документальная биография — комментированное собрание документов
0 жизни и творчестве композитора3. Не без пафоса заявляя научность главным требованием к тексту, она знаменовала собой всеобщее движение к демифологизации, явившееся ответом на идеализированную «историю гениев» XIX столетия. При всех неоспоримых преимуществах, в подобном подходе существуют и определенные трудности: желаемая объективность недостижима уже потому, что всякий документ нуждается в истолковании, а заставить заговорить его может лишь интерпретирующее слово исследователя. Но в последнем случае не избежать исследовательского произвола, а значит, и субъективности, — и декларируемая «научность» вновь оказывается фикцией. Отмеченное'противоречие, пожалуй, является неизбежным в биографиче-
1 См. Dahlhaus 1975, 82.
: Danuscr 1975.
’ Классическим примером документальной биографии является трехтомное исследование О.Э.Дойча о Шуберте: Deutsch 1913-1919.
61
Ранние песни Берга, речь о которых впереди — наиболее значительное свидетельство музыкального развития автодидакта. Пролить на него свет поможет и менее известный документ, условно названный нами «дневник юного меломана». На протяжении почти четырех лет, с мая 1902 г. Берг вел регулярные записи о сочинениях, исполняемых дома в 4 руки. Три тома этого своеобразного дневника', согласно авторской датировке, охватывают период с мая .1902 г. по сезон 1905/1906 года. Наиболее прилежно записи велись до 1904 г., с началом профессиональных занятий теорией музыки с Шенбергом осенью 1904 г. домашнее музицирование, видимо, отошло на второй план2.
К игре в 4 руки Берг пристрастился намного раньше (как вспоминает Вацнауэр, 14-летний Берг уговаривал его сыграть с ним «Реформационную симфонию» Мендельсона). Ко времени начала записей Берг имел, очевидно, уже большой опыт 4-ручной игры с разными партнерами, в первую очередь, с сестрой Смарагдой.
Дневник содержит записи о приблизительно 360 сочинениях. Как правило, Берг, не ограничиваясь упоминанием автора и названия, в деталях фиксирует структуру сочинения, выписывает основные темы, характеризует драматургическое развитие и почти всегда дает критическую оценку, не свободную от спонтанной эмоциональности.
«Музыкальный дневник» Берга впервые расшифрован полностью3. Что дает нам этот документ? Он с большой достоверностью и полнотой позволяет оценить музыкальный кругозор Берга, его музыкальные вкусы, начатки критического суждения о музыке, наконец, контуры его художественной индивидуальности, которые проступают в наивных и по-юношески поспешных, но очень часто довольно метких суждениях. Он свидетельствует не только о
1 F 21 Berg 4, ÖNB MS. Полный текст «музыкального дневника» приведен в приложении I. В оригинале название гласит: Orchester- und Kammermusikwerke filr Klavier zu ‘I od. 2 Hunden (U.a. aus Opem, Vokal-werke, Klavierstücke etc.) in Bünden
2 С мая по октябрь 1902 г. (период интенсивных занятий школьными предметами ввиду предстоящей осенью переэкзаменовки) сделано 160 записей: ежедневно игралось по одному сочинению. С ноября 1902 до осени 1904 (полоса неудач: второгодничество в выпускном, 7-м классе, известие об отиовстпе) сделано 116 записей, это около 60 сочинений в год, т.е. одно сочинение в неделю. В сезон 1904/1905 г., когда Верг начал службу в нижнеавстрийском наместничестве и обучение у Шёнберга, сделано 80 записей, в следующем сезоне 1905/1906 г. -- всего 5 записей.
’ Фрагменты, приведенные в монографии Р. Хнльмар (Hilmar 1978), не могут дать целостного представления о нем, более того, часто искажают истину. В нашей работе предлагается более полная расшифровка записей (опушены лишь некоторые нотные примеры и в отдельных случаях перечисление разделов, а также места, не поддающиеся расшифровке).
62
своем авторе, но в той же степени о просвещенном и увлеченном музыкой венском бюргерстве, для которого искусство означало нечто большее, чем способ организации досуга. Наконец, он помогает судить о музыкальных вкусах эпохи, о ее видении истории музыки.
Конечно, следует отдавать себе отчет в том, что дневник — лишь один из документов о музыкальном развитии будущего композитора. Берг был заядлым посетителем концертов и оперы (завсегдатай т.н. Stehplätze — стоячих мест), и суждения об услышанном нередко встречаются в его письмах. Есть и еще один документ, который поможет оценить музыкальные пристрастия Берга: подаренная ему Германом Вацнауэром на рождество 1900 года «Золотая книга музыки» Шпемана1. Это популярное музыкальное руководство для любителей, написанное на достаточно высоком научном уровне, давало основы знаний по разным областям теории и истории музыки, а также могло служить хорошим биографическим справочником и путеводителем по наиболее известным и репертуарным сочинениям. Пометки Берга дают представление о том, какие главы книги заинтересовали его более всего и, соответственно, были им прочитаны.
Книга, подаренная Вацнауэром, снабжена им следующими надписями.
Форзац:
Большинство людей трогает что-то доброе, но это не художники; художники пламенны, они не плачут.
Бетховен
Первая страница:
Язык звуков — красивейший из всех языков.
Г. Вацнауэр. Рождество 1900
Книга открывается главой под названием «Музыкальный талант и его воспитание», которая не остается без внимания юного Берга. Он помечает главы «Цели», «Советчики», «Домашнее музицирование», «Профессиональное обучение», «Максимум работы», «Композитор и капельмейстер».
1 Spcmanns goldenes Buch der Musik. Eine Hauskunde für Jedermann. Herausgegeben unter Mitwirkung von Dr.Karl Grunsky, Otto Hollcnberg. Studiendirektor Professor Dr. Carl Reinecke, Dr. Hugo Ricmann, Dr. Leopold Schmidt, Professor Dr. Bernhard Scholz, Dr. Rudolf Schwarz; Dr. Rudolf Schwarz, Emst Wolff u. Л. Berlin & Stuttgart. Verlag von VV. Spcmann 1900. В настоящее время бсрговскнй экземпляр «Золотом книги музыки» хранится в личной библиотеке композитора в фонде Альбана Берга (Alban Berg Stiftung).