СОДЕРЖАНИЕ I ТОМА
Стр.
Введение........................................................... I
Г л а в а I. К проблеме исторической реконструкции музыкальной семантики.
I. Исходные положения. Методика .................... 13
. - 9
П. Весенние песни северо-рязанской земли: Местные варианты как страницы летописи (от пения в обряде к песне об обряде) ............................ 24
Обряд в д. Заулки.................................24
Котелинские песни ............................... 38
Между Куршей-и Тумой..............................43
* •# •' * . •
Мелеховский цикл..................................48
Глава 2. Механизмы формирования музыкальной семантики и проблема художественно-музыкальной памяти в фольклорной культуре.
I. Исходные положения. Методика изучения ... 58
П. О содержании фольклорной деятельности в селах
Белгородской засечной черты: Опыт анализа художественно-музыкальной памяти коллектива 67
1. Организация музыки в связи со строением "памяти"..........................................73
1) Принцип опредмеченности....................75
2) Принцип свертывания........................82
3) Принцип коллективного музыкального сотворчества .....................................96
2. Организация деятельности в связи со строением "памяти"....................................102
. % >
Г л а в а 3. К проблеме культурно-художественной реконструкции музыкальной семантики.
I. Исходные положения. Методика. Опыт анализа
проблемы.......................................... тчо
Стр.
П. Один, день в селе Подсереднем: К описанию практики культурно-художественной реконструкции ...............................151
Заключение..........................................164
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................174
- 45 -
множестве иных мест России гораздо раньше привело к становлению значений и форм обряда, несхожих с уже рассмотренными. Тенденции были намечены. Однако логического довершения не последовало. Стремительная модификация обряда оказалась не в состоянии тягаться со все более интенсивным воздействием на еще не так давно чуть ли не всецело замкнутую "на себя" людскую общность быстро развивающихся элементов капитализма с присущими ему общественными отношениями. Традиционная культура, не готовая к такой резкой экспансии, была почти стерта из лвдской памяти. С начала Первой мировой войны не звучали песни-шествия. В Неверове кое-когда, бывало, водили круги и после 1914 года, но это - блеклый отсвет давней традиции.
Смысловые фазы праздника конденсируются на двух сторонах: четверг - с одной стороны и воскресенье - с другой. У каждого из этих двух дней - неповторимый облик. Все "проживание" в данный период строго регламентируется, заключается в рамку. Обрядовые действия и песни, с ниш слитые, обособлены от повседневного течения жизни. Их единый, общий для всего коллектива смысл и является реальностью, хранимой обрадом. Иначе, чем через соподчиненные между собой ритуальные действия и песни, он не в состоянии быть выражен. Строгая организованность обособленной своею "рамкой" системы деятельности неизбежно ведет к более или менее четкому выделению внутри нее художественных выразительных средств. Ими можно назвать прежде всего компоненты музыкальной организации песен.
В песне-шествии "Вот пойду я млада" (д.Неверово; см.нотную запись 4 в Приложении) есть два больших музыкально-синтаксических сегмента. Второй - основной - стабилен и в соседних деревнях. Первый сегмент, напротив, может отсутствовать. Трое-
- 46 -
кратным звучанием основного сегмента исчерпывается в таких случаях песенный период.
Важнейший для песни-шествия сегмент представляет собой нисходящую попенку и кадансовый ход. Женщины из Неверова, когда мы первый раз просили каждую из них эту песню "попробовать на голос", начинали ее с нисходящей попевки. Это была опора, позволявшая им более точно восстанавливать в памяти звучание песни! Должно быть, наметилась ассоциативная связь между общим представлением об обрядовой песне и конкретным простейшим мелодическим ходом, который свертывает ее главное интонационное содержание. Вряд ли случайно: стоило лишь назвать первые слова - "Вот пойду я млада", - как всякий раз независимо друг от друга все песельницы,с которыми мы разговаривали, интонировали их на нисходящую попенку! Через некоторое время песня принимала иной облик, "расцветала". Но ее изначальная основа, - конечно же, распетая, - сохранялась во втором музыкальном построении.
Особенно наглядно процесс припоминания удалось зафиксировать при первой встрече с Марией Ивановной Христовой. Она начала напевать "Вот пойду я млада" негромко, в подвижном темпе. Первая строфа представляла собой три проведения основного мелодического построения. Вскоре напев усложнился, и песня обрела другой вид (см.нотную запись 5). Конечно, в естественных условиях своего бытования песне были чудды такие превращения. Ее звучание было более или менее стабильным от первого до последнего куплета.
Унаследованы от давних времен музыкальные средства песни-шествия. В таких условиях поэтика словесного рада ("от бытового - к волшебному"!) не реализована сколь-либо выпукло (см. поэтический текст к нотной записи 4). Самобытная и новая в
- Київ+380960830922