2
Оглавление
Введение.......................................................................................................5
Часть I
Глава 1. Художественный мир композитора
1.1. Духовная проблематика как воплощение традиции хорового пения.......12
1.2. Историческое и художественное время и пространство.................15
1.3. Сакральные символы и роль прохраммности в творчестве композитора 18
1.4. Роль хора в системе жанров и становление духовной тематики..........19
1.5. Микстовые формы: хоровые архетипы в различных сочинениях...........22
1.6. Диахрония и синхрония не-хоровых и хоровых сочинений...............26
Глава 2. Панорама хоровых произведений
2.1. Некоторые особенности поэтики: лирические и другие хоровые жанры как истоки духовных сочинений
...................................................................30
2.2. Тема памяти и роль жанра поминовения...............................32
2.3. Светские и церковные вербальные источники: индивидуально-авторское воплощение текстов
...................................................................36
2.4. Духовно-художественная роль A.C. Пушкина в творчестве композитора
...................................................................42
2.5. Тематика хоровых сочинений и ее претворение в основных духовных жанрах
...................................................................48
2.6. Художественно-творческое сознание как сознание духовное: время и пространство
...................................................................52
з
Часть II
Глава 3. Малые жанровые формы.....................................56
3.1. Классификация малых жанровых форм.................................57
3.2. «Не ридай Мене, Мати, возурающі во гробі».........................61
3.3. Псалмы.......................................................69
3.3.1. «1 [окаянный псалм святителя Дмитрия Ростовского»..........72
3.3.2. «Псальма гетьмана Івана Мазепи»............................74
3.4. Религиозная лирика................................................77
3.4.1. «Молитва во имя Любви».....................................79
3.4.2. «Благослови, Господь, Россию»..............................89
3.5. «Чудотворная молитва Серафима Саровского».........................91
3.6. «Милосердия! Господи! Ты милосерд!»..............................100
Глава 4. Большие жанровые формы
4.1. Классификация больших жанровых форм..............................109
4.2. «Хоровые рождественские фрески»..................................110
4.3. «Пасхальные распевы Древней Руси»................................114
4.4. Концерт «Минають дні, минають ночі»..............................126
Глава 5. Валерий Кикта и Виктор Попов: поэтика хоровых жанров и их интерпре тация
5.1. Традиции школы A.B. Свешникова в Московском хоровом
училище..........................................................135
5.2. Художественно-творческое сознание: композитор и дирижер..........137
5.3. Юбилейные вехи: феномены духовного творчества....................141
5.4. Живой творческий опыт............................................144
Заключение___
Библиография
150
28
Такова, в частности, демоническая сфера Третьего фортепианного концерта, таковы и фигуры Сатаны, Ирода, Иуды в балете «Откровения» («Моление о чаше», 1990). Духовным противопоставлением этой сфере снова и снова выступают хоровые фрагменты, содержащие Божественные образы.
Так хоровые жанры a cappella вступают в своеобразные взаимодействия с другими жанровыми системами (однородными или неоднородными им, например, ораториальными и симфоническими). Выше упоминалось о значительном количестве смешанных форм, придающих особое своеобразие авторскому стилю. Естественно, что генезис ораториальных жанров, сходен с генезисом хоровых духовных произведений. Отметим, что и симфонические произведения начинают «впитывать» специфический духовный «идиолект», поскольку они нередко либо основаны на подлинных церковных (хоровых) темах, либо включают темы, близкие хоровой стилистике. Примечательной особенностью стиля становится также внедрение хоровых эпизодов в симфонические и балетные жанры - в качестве драматургически значимых моментов, результирующих развитие42.
Итак, подведем некоторые итоги, касающиеся жанровой системы в творчестве В. Кикты. Классическая по своей типологии, она приобретает целый ряд специфических черт, а именно: многоукладпость, трансформационность и, наконец, духовную профаммность. Нами были отмечены сложные виды взаимодействия на различных иерархических уровнях жанровой системы и выявлено особое значение хора a cappella.
В творчестве композитора можно обнаружить различные типы художественного содержания. Эпические полотна В. Кикты - масштабны и монументальны, - они раскрывают сущность целого ряда эпох, отражая широту бытия и проникая в глубины сознания исторических героев. Летописные источники избираются автором в современных поэтических «пересказах», содействуя, с од-
i2 См. Приложение 1.1.
29
ной стороны, свободному освоению времени и пространства, а с другой, способствуя глубочайшему проникновению во внутренний мир человека. Временная отдаленность событий и героев - смягчена, «лиризована», что часто содействует лиро-эпическому модусу. Нередко возникает «образ повествователя»'53, жизненная позиция, этическая и психологическая точка зрения которого обладает особой выразительной значимостью. «Эпическая форма художественно запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир. Невозможно почувствовать прелесть героических эпопей древности, не уловив возвышенного строя мыслей и чувств рапсода и сказителя»14.
Способы высказывания, используемые в эпических произведениях, весьма разнообразны. Композитор создает целостные по музыкальной концепции историко-эпические и драматические произведения, содержащие различные планы драматургии, насыщенные симфоническим и колористическим развитием. Таким образом, драматическая специфика проявляется не только ярко, но и достаточно многогранно.
Ораториальные и симфонические полотна, хореографические картины, повествуя о древних временах, создают иллюзию настоящего времени. При этом, именно хор, на наш взгляд, воплощает ведущую духовную идею: славословие Богу. Гимнические образы связующей нитью объединяют различные сочинения разных лет; апофеозом жанра является финал кантаты «Свет молчаливых звезд» - «Gloria» — для солистов хора и оркестра арф (1999).
Духовная онтологическая идея в его монументальных произведениях является результатом исторически действенного воплощения темы - таков метод композитора. Оратории в творчестве Кикты предваряют и предуготовляют сочинение Божественной Литургии (1994). К историческому времени и пространству «событийных» полотен добавляется бесконечность сакрального времени и пространства этого главного православного богослужения. Отношения известных родовых типов - эпоса, драмы и лирики, - к художественному целому
45 Термин литературоведения. См.: Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 200.
44 Введение в литературоведение / Общ. ред. Л.В. Чернен. М., 2006. С. 144.
- Київ+380960830922