Ви є тут

Серенада в музыкальной культуре Нового времени

Автор: 
Желнова Юлия Николаевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
180
Артикул:
133492
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..............................................................3
Глава I. Формирование серенады в XIII—XVI веках......................13
§ 1. Предпосылки возникновения жанра. Средневековый этап
в истории серенады...............................................13
§ 2. Функционирование жанра в искусстве средневековья
и Возрождения....................................................24
Глава II. Вокальная серенада в искусстве Нового времени..............38
§ 1. Серенада как э/санровая основа вокальной музыки.................38
§ 2. Драматургическая роль и стилистика серенады в опере.............60
§ 3. Серенада в ряду вокально-ансамблевых и хоровых жанров...........69
Глава III. Типологическое разнообразие жанровых форм серенады .... 78 § 1. Драматическая серената во взаимодействии с иными
жанрами XVII-XVIU веков (оратория, кантата, опера)...............78
§ 2. Оркестровая серенада: становление и эволюция....................93
§ 3. Камерно-инструментальная серенада (сольная и ансамблевая) 103
Заключение..........................................................120
Список литературы...................................................128
Приложение..........................................................136
1. Поэтические тексты...............................................136
2. Корпус жанровых разновидностей серенады..........................148
3. Серенада в изобразительном искусстве.............................153
4. Нотные примеры...................................................164
ВВЕДЕНИЕ
Заявленная тема предполагает разностороннее изучение проблематики, связанной с эволюцией одного из самых поэтичных жанров. Серенада; зародившись в эпоху средневековья в недрах куртуазной рыцарской культуры, на многие века становится эталоном выражения любовных чувств. На этапе своего формирования, будучи теснейшим образом связанной с бытом, она служит жанром прикладным. В дальнейшем, не порывая окончательно с бытом, она под влиянием изменяющихся социальных условий исполнения и все большего расширения слушательской аудитории превращается в жанр музыки преподносимой.
Театрально-концертная сцена открывает для серенады удивительно разнообразный и богатый событиями «творческий путь». Она адаптируется в условиях самых разных и, порой, неожиданных жанров: сольного вокального произведения, призванного запечатлеть самые сокровенные чувства души; оперной сцены, решенной в духе любовного дуэта; пышной торжественно-церемониальной кантаты, в которой участвует огромный исполнительский состав; оркестровой сюиты, напоминающей небольшой концерт на открытом воздухе в вечернее время. Однако любые образы отражают ее главное предназначение - выразить восхищение, преклонение перед субъектом церемонии, будь то объяснение в любви даме сердца или празднование рождения наследника, восхваление брачующейся четы или - торжество по- поводу окончания учебного года в университете. Продолжая выполнять обиходную функцию, серенада становится одним из концертных жанров, к которому композиторы на протяжении нескольких веков относятся с большой симпатией, создавая вокальные и инструментальные сочинения.
История жанра демонстрирует удивительную жизнеспособность, хотя его роль на протяжении столетий значительно менялась. Это отразилось в многообразных формах функционирования серенады в культуре и ее позиции в общей системе жанров, которую она занимала в тот или иной период вре-
3
ми покровителями трубадуров. Поэтов окружают почетом, а их влияние заметно отражается во вкусах, моде и манерах высшей знати.
Мастерство средневековых поэтов-певцов обусловлено определенными причинами. «Художественный профессионализм, - как отмечает М. Салонов, - появляется там, где существует социальная потребностью нем и соответствующие возможности его бытования, например, наличие хотя бы-одной достаточно многочисленной меценатской группы, обладающей единым досугом и способной выполнять роль неутомимой аудитории» [Салонов 1996, 33]. Такого рода аудиторию в средние века образуют куртуазные дамы. Ведь в мирском быту чтение долго оставалось женским занятием, особенно, как полагает Ч. Грундман, «в период расцвета провансальской лирики, которая не случайно стала раньше других жанров записываться на народном языке: у нее появилась читающая аудитория - поначалу исключительно женская» [цит. по: Салонов 1996, 10]. Подобная дифференциация объясняется тем, что чтение книг долгое время считалось занятием, недостойным феодалов: «... в корпении над письменами видели ущербность, удел сгорбленных монахов, а не сверкающих доспехами всадника» [Салонов 1996,10].
Наиболее благоприятными условиями для развития куртуазной эстетики обладает придворная среда, где даже непроизвольные знаки симпатии заключаются в рамки нормативных куртуазных понятий. Дабы не прослыть невеждами, аристократы должны уяснить и строго соблюдать кодекс куртуазных правил. Куртуазная утонченная любовь (Fin Amor) в результате оказывается сословно ограниченной. Можно сказать, что куртуазия становится своеобразной светской «религией», существующей наравне со схоластикой и противостоящей ей. В трактате Э. Дешана (1346) изложены условия, которые обязан соблюдать идеальный рыцарь: «Тот, кто желает стать рыцарем, должен начать новую жизнь, молиться, избегать греха, высокомерия-и низких поступков. Он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о подданных. Он должен быть храбрым, верным и не лишать никого его собственности. Воевать он обязан лишь за правое дело. Он должен быть заядлым
17
путешественником, сражающимся на турнирах в честь дамы сердца; повсюду искать отличия, сторонясь всего недостойного; любить своего сюзерена и оберегать его достояние; быть щедрым и справедливым; искать общества храбрых и учиться у них, как совершать деяния великие, по примеру Александра Македонского» [цит. по: Оссовская 1987, 87].
В соответствии с этим формируется новая этика, основанная на понятии cortezia — hövescheit (вежество). Ей подчинены все основные добродетели достойного представителя куртуазного общества: «largezza-milte - щедрость, готовность к большим расходам, достойным знатного рыцаря; gen parlar -изящество обхождения; onor е proeza - честь и храбрость; joi е solatz - веселье и уменье развлекать» [Литературная энциклопедия 1929-1939, 762].
В таком контексте наблюдается стремление к стилизации любви, которая проявляется в разных формах жизненного уклада: и в устройстве рыцарских турниров, и в разыгрывании театрализованных пасторалей, и в художественной манере аллегорий. Кодекс куртуазных правил и форм становится неотъемлемой частью повседневной жизни аристократического сословия, и даже такое сугубо меркантильное явление как брак имел под собой прочное эстетическое обоснование. Объяснение этому даст Й. Хейзинга: «Именно го обстоятельство, что связь между прекрасными формами придворного любовного идеала и реальностью помолвки и брака (речь идет о внешней их форме. - Ю. Ж.) была столь незначительна, и приводило к тому, что элементы игры, светской беседы, литературной забавы во всем имевшем отношение к утонченной любовной жизни могли разворачиваться вполне беспрепятственно. Для идеала любви, прекрасного вымысла о верности, жертвенности не было места в трезвых материальных соображениях, касавшихся брака, в особенности брака аристократического. Этот идеал можно было переживать лишь в образах волшебной, одухотворенной игры» [Хейзинга 1988,138].
Подчиняясь любовному кодексу, поэты не только сочиняют свои песни, но зачастую и саму свою биографию. По их убеждению, создатель любовных песен должен быть не только хорошим поэтом, но и совершенным
18