Ви є тут

Феномен раздельноречия в гимнографии древлеправославного богослужения

Автор: 
Червякова Екатерина Геннадьевна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2005
Артикул:
172841
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................3
Глава I. Феномен раздельноречия как предмет лингвистики...........................................26
Историческое древо славянских языков......................................................26
Фонетическая система старославянского языка
Генезис редуцированных гласных............................................................27
Характер звучания. Терминология...........................................................29
Тенденция к открытости слога..............................................................30
Централизация гласных.....................................................................33
Последствия изменений системы славянского вокализма.......................................44
Орфоэпическая норма.......................................................................52
Глава II. Архаическая система произношения в песнопениях Ирмология .59
Структурная организация канонов...........................................................60
Реализация раздельноречия.................................................................76
Глава III. Реализация раздельноречия в крюковых текстах Обихода 115
Каноны Обихода............................................................................116
Псалмы и кафизмы Обихода..................................................................135
Осмогласные циклы песнопений Обихода......................................................143
Заключение..........................................................159
Литература..........................................................162
Приложения..........................................................187
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «раздельноречие» употребляется по отношению к особой архаической норме произношения церковнославянских текстов, которая сложилась в результате замены гласных неполного образования (ер ь и ерь ь) их полнозвучными аналогами (о и е). Формирование данного явления относится к периоду Х1-Х1У в., когда в разговорной речи протекал процесс падения редуцированных. Раздельноречная произносительная норма используется в первую очередь в песнопениях - такой вид пения называют также хомовым (от часто употребляющегося окончания аориста 1 л., мн. ч. -хомо) и наонным (т. е. содержащим многократные повторы звука [о], который обозначается буквой «он» в алфавите кириллицы). Также она встречается и в читаемых текстах службы. Б. А. Успенский определяет это явление как «литургическое произношение», функция которого состоит в маркировании речи богослужения, противопоставлении ее речи мирской. В песнопениях раздельноречие рассматривается как необходимый атрибут текста, позволяющий сохранить неприкосновенным первоначальный облик мелодической структуры [176; 179; 180].
Раздельноречная традиция исполнения богослужебных песнопений на протяжении нескольких столетий признавалась естественной и правомерной. И только в середине XVII века в «Сказании о различных ересях и хулениях на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, содержимых от неведения в знаменных книгах», принадлежащем перу инока Евфросина, впервые встречается негативная оценка подобной формы пения, в которой «всякия глаголы буквами лишними переломаны» [130, с. 72]. Возникновение подобной оце-
К разряду наименее звучных относятся шумные согласные. В пределах этой группы показатель звучности возрастает в следующей последовательности:
- фрикативные (щелевые) - при их произношении между речевыми органами образуется щель, через которую проходит воздушная струя;
а) глухие (без звучания связок) ф, с, с\ ш \ х, х
б) звонкие (с работающими связками) в, з, з \ ж\у;
- смычные взрывные - образуются в результате быстрого раскрытия воздушной струей преграды, которую образуют речевые органы,
а) глухие я, т, к, к';
б) звонкие б, д, г, г’\
- аффрикаты (относятся к смычным) - результат слияния двух звуков (взрывного и фрикативного) в один ц \ ч \ 3\
- сложные ш’т, ж’д.
Еще более звучными являются сонорные согласные, поскольку при их образовании голос преобладает над шумом. В этой группе звуки подразделяются на:
- носовые сонорные м, я, я';
- плавные (могут быть слогообразующими) л,л*,р,р* [194, с. 57].
Наибольшей звучностью обладают гласные, к которым и устремлена
последовательность фонем в открытом слоге. Кроме того, последовательность согласных допускает пропуск той или иной позиции, в то же время поддерживает запрет на перестановки в переделах типологических комплексов звуков.
Слог с возрастающей звучностью, завершающийся гласным, является не исходным пунктом в последовательности сложных языковых преобразований, а результатом определенной тенденции, направленной на упрощение как отдельных групп согласных, так и структуры всего речевого потока. Подобная организация языкового строя должна быть наиболее устойчивой в силу свой простоты. Однако как показывают исследования Чекмана, состояние открытого слога (равно как и соответствующее предсостояние, не реал изо-
ванное в полной мере) имело место во многих языках мира, но сохраняется оно лишь в очень немногих случаях. И объяснение, которое представляется исследователю наиболее обосновательным, связано с законами восприятия звукового потока: «Как убедительно показано многочисленными экспериментальными исследованиями, естественной (т. е. одинаковой для всех языков и основанной на объективных акустических параметрах) сегментации речевого потока на слова не существует», констатирует Чекман со ссылкой на данные, полученные Л. Р. Зиндером, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкой,
Н. Д. Свегозаровой [201, с. 172-173]. Маркерами г раницы слова могут выступать наличие или отсутствие определенных групп согласных, особая реализация фонем в определенных позициях, а также пауза, сопровождающаяся дополнительными признаками изменения звуков.
Действительно, ситуация открытых слогов с одной стороны, упрощает фонетические последовательности, с другой - создает дополнительные препятствия для членения речи на смысловые единицы, создавая монотонно чередующиеся последовательности слогов (С...)СУ (С...)СУ (С...)С\/2, организованных ударением.
Сложности подобного рода благоприятствуют завершению состояния открытого слога. Последующее преобразование структуры слога (два открытых слога СУ СУ -» один закрытый СУС) напрямую связано с падением редуцированных гласных. В каждом претерпевающем аналогичную ситуацию языке в качестве подвергающихся полной редукции гласных выступают разные звуки, типологически относящиеся к той же категории гласных, что старославянские еры: это краткие звуки верхнего подъема I и и, а также восходящие к ним варианты централизованных гласных (/ ь'ьэъ ь'о).
Централизация гласных
Только качественная характеристика звука не определяет степень его сохранности в речи. Для падения гласного необходимы определенные усло-
2 С - согласный (консонант), V - гласный (вокальный).