Ви є тут

Музыка в творчестве Ингмара Бергмана

Автор: 
Калинина Екатерина Андреевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
245
Артикул:
133758
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Музыка так же жизненно необходима мне как пища и вода.
В музыке - неиссякаемый кладезь вдохновения.
В музыке - величайший источник сил.
Ингмар Бергман
Содержание
Введение...............................................................4
Глава 1. Путь И.Бергмана-художника.
Формирование принципов его искусства..........................17
Глава 2. Классическая и современная музыка в произведениях И. Бергмана
2.1. Музыка в киноискусстве......................................... 63
2.2. Роль классической музыки в фильмах И. Бергмана
(«Как в зеркале», «Осенняя соната», «Сарабанда»)..................68
2.3. Музыка шведских композиторов XX века
в фильмах И. Бергмана («Вечер шутов»).............................89
Глава 3. «Волшебная флейта» В.А.Моцарта
в интерпретации И. Бергмана..................................106
3.1. На подступах к «Волшебной флейте» — «Час волка».................107
3.2. «Волшебная флейта» как высшее воплощение синтеза
искусств в творчестве режиссера..................................119
Глава 4. Музыка в театральных спектаклях И.Бергмана..................156
4.1. Роль музыки в театральных работах режиссера.....................160
4.2. Стриндберг и Бергман............................................165
4.3. «Вакханки»......................................................183
Заключение...........................................................203
Список литературы....................................................217
Приложение I. Список кинофильмов и телефильмов И. Бергмана.
Фильмы шведских режиссеров, снятые по сценариям И.Бергмана 231
Приложение II. Театральные постановки И. Бергмана....................235
Приложение III. Постановки И. Бергмана, сделанные для радио-театра.. 243
23
отец обрели в моих глазах нормальные пропорции, растворилась и исчезла инфантильно-ожесточенная ненависть» .
Другой круг вопросов, который встал перед Бергманом в детстве и который он впоследствии исследует в своем творчестве, связан с профессией отца и касается религии и веры. Бергман знал жизнь служащих церковных кругов изнутри. Он видел как положительные, гак и отрицательные стороны деятельности духовенства. Его отец-пастор пытался сделать свою ссмыо образцовым примером порядка, гармонии и благополучия для прихожан. Однако все это превратилось с годами в маску, под которой скрывались «горе и ду-
70
шераздирающие конфликты» . Образ пастора появляется в фильмах, которые были созданы в разные периоды творчества: «Летняя интерлюдия» (1951), «Причастие» (1963), «Осенняя соната» (1978), «Фанни и Александр» (1983).
Жизнь в семье пастора еще в детстве поставила перед Бергманом вопросы веры. Его религиозные воззрения менялись на протяжении жизни и воплотились в разных художественных произведениях: «Седьмая печать», «Как в зеркале», «Причастие» и др. Неоднозначное отношение режиссера к христианству обусловлено двумя основными причинами — Бергман говорил, что он презирал религиозный фанатизм, знакомый ему с детства, и, но его мнению, христианство заключает в себе сильнейший мотив унижения. «Это одно из моих главных жизненных переживаний» — не раз повторял режиссер80. В 1960-е годы Бергман склоняется к восприятию христианского Бога как чего-то разрушающего и враждебного для человека. Это представление нашло воплощение в фильме «Как в зеркале» (1961). В интервью 1982 года, касающемся этого фильма, режиссер вспоминает, что «речь идет о полном отказе от мысли о возможности спасения за пределами земной жизни. Я пришел к этому убеждению в последние годы и верю, что святое заключено в самом человеке. Это единственная святость, существующая в действительности.
“Там же. С. 19.
'9 Ьергман И. Латерна матка. М., 1989. С. 134.
83 Бергман И. Бергман о Бергмане. Ингмар Бергман в театре и кино. М., 1985. С. 177.
24
Она вполне земная. Единственная форма святого начала — любовь»81. Однако в ряде высказываний 70-х годов режиссер говорит о Боге и святости, которые заключены в музыке Баха, а самом конце жизни мечтает о встрече со своей любимой женой в ином мире.
Мир двуличия окружал Бергмана с самого детства и до момента его ухода из дома в 1941 году. Это проявлялось в несоответствии внешнего и внутреннего, ожидаемого и действительного, в поведении отца на службе и дома, в несовпадении религиозных убеждений родителей: верующего отца и неверующей матери. Очень быстро усвоив основные плюсы и минусы подобных противоречий, юный Бергман превратил жизнь в игру, заменив ею реальные переживания: «Действительность моя раздвоилась настолько, что потеряла сознание» . Эта способность, подобно актеру, воспроизводить чувства, совмещать одновременно нескольких персонажей нашла свое художественное воплощение в фильме «Персона», где в кульминации фильма правая и левая половинки лиц двух героинь соединяются в единое целое, символизируя «со-
о-
бой разные голоса в concerto grosso одной и той же души» .
Двуличие стало причиной появления специфического бергмановского двоемирия. «Раздвоенность» характеризует всю натуру Бергмана. В этом были и положительные стороны для творчества — герои наделялись сложным, глубоким характером, а фильмы психологическим подтекстом и многоуров-невостыо смыслов, воплощаемых разными выразительными средствами. Богатая фантазия ребенка, видоизменяясь иод воздействием обстоятельств, превратила Бергмана в замкнутого человека, для которого воображаемый мир стал реальнее действительности. Только в 1987 году он напишет: «<...> Потребовалось более сорока лет, прежде чем мои чувства, запертые в непроницаемом пространстве, смогли выйти на свободу»84. «Безупречная семейная спаянность», о которой Бергман вспоминал с такой горечью, давала пищу
81 Там же. С. 222.
82 Бергман И. Латерна магика. М., 1989. С. 117.
8} Бергман И. Картины. Москва - Таллии. 1997. С. 47.
84 Псрг.ман И. Латерна магика. М., 1989. С. 117.