Ви є тут

Претворение русского инструментального фольклора в современной музыке для баяна, конец 1950-х - 1980-е годы

Автор: 
Новожилов Владимир Викторович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1996
Кількість сторінок: 
213
Артикул:
1000155362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ..................................................... 4
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА В 1920 - 1950-е ГОДЫ 17
Раздел 1. Воплощение национально-инструментального
• фольклора в сочинениях и обработках для баяна
20-х - 30-х гг...............................'..17
Раздел 2. Русский инструментальный фольклор в баянной музыке первых послевоенных лет (конец 40-х -середина 50-х годов) ...................................... 41
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕТВОРЕНИЕ НОВЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПЛАСТОВ И ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ТЕМАТИЗМА В МУЗЫКЕ ДЛЯ БАЯНА КОНЦА 1950 - 1980-Х ГОДОВ......................... 51
Раздел 1. Расширение фольклорно-инструментальной сферы
в современных баянных произведениях .............. 51
Раздел 2. Новые особенности претворения принципов тематического развития русского инструментального фольклора ................................. 64
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕДАЧИ ТЕМБРОВ РУССКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ В СОВРЕМЕННОЙ БАЯННОЙ МУЗЫКЕ ................. 75
Раздел 1. Преломление сольного фольклорного
музицирования ................................... 75
Раздел 2. Претворение фольклорно-ансамблевого
инструментального музицирования .................. 97
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НОВЫЕ ВИДЫ БАЯННОЙ ФАКТУРЫ В ПРЕЛОМЛЕНИИ РУССКОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА ......... 123
Раздел 1. Претворение фольклорных свойств
параллельно-терцового двухголосия ............ 123
Раздел 2. Воспроизведение особенностей русского
бурдонного музицирования ..................... 129
Раздел 3. Преломление фольклорно-инструментальных
особенностей остинатности ...................... 136
Раздел 4. Сочетание остинатно-бурдонного
и параллельно-терцового типов фольклорной инструментальной фактуры ........................ 142
ГЛАВА ПЯТАЯ. ОБНОВЛЕНИЕ ИНТОНАЦИОННОЙ СФЕРЫ СОВРЕМЕННЫХ СОЧИНЕНИЙ ДЛЯ БАЯНА ПРИ ВОСПРОИЗВЕДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНО-ФОЛЬКЛОРНОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ ............... 145
Раздел 1. Обновление мелодического строя произведений .. 145
Раздел 2. Расширение ладотональной сферы................... 156
Раздел 3. Претворение народно-инструментального начала
в гармоническом строе музыки .................... 166
Раздел 4. Обогащение сочинений особенностями
фольклорно-инструментальной полифонии ........... 174
Раздел 5. Особенности претворения метроритмического
начала русского фольклорного музицирования ... 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................. 186
БИБЛИОГРАФИЯ ............................................. 196
- 20 -
В связи с этим в первых профессиональных произведениях для баяна еще не обнаруживается активного и разностороннего преломления фольклорно-инструментальной звуковой среды. Мы не найдем достаточно развитых элементов фольклорного музицирования, к примеру, в первом опубликованном циклическом баянном сочинении - Сюите Ф.Климентова1. Не проявляются интенсивные поиски путей воспроизведения инструментального фольклора и в последующих крупных произведениях 30-х - 40-х годов, заложивших фундамент академического баянного репертуара, таких, как, например Первый концерт Ф. Рубцова или Первая соната Н.Чайкина.
Между тем, в некоторых начальных попытках создания жанра концертной обработки для баяна народно-песенного материала можно выявить тенденцию построения неких "мостиков" от бытового фольклорного музицирования на гармони к академическому музыкальному искусству. Начальные формы ее проявления можно усмотреть в самом "переводе" з рамки нотной традиции популярных русских плясовых песен. Таковыми являются аранжировки известного баяниста 20-х годов М.Герасимова песен "Коробейники" (она опубликована под типичным для фольклорной практики названием "Коробочка") и плясовой "Барыня"2. В рус-
1 Сюита была опубликована в Музгизе в 1932 году. Необходимо отметить, что перу Ф. Климентова принадлежат также многие неизданные сочинения, созданные для народных инструментов в 30-е годы, в частности. Концерт для баяна с русским народным оркестром. Композитор мог бы внести существенный вклад в сферу народно-инструментальной музыки, однако этому помешала его гибель в сентябре 1942 года в рядах опол-
в чения.
2 Они помещены М.Герасимовым в его "Школе для хроматической гармоники "Баян" (московской хватки)", изданной в Москве в 1926 году. О переходном характере от слуховой, фольклорной к академической нотной традиции свидетельствует уже сама нотно-цифровая запись обоаооток: наряду с общеевропейской
- 21 -
ле той же тенденции находятся и обработки сборника "Десять народных песен для баяна" Ф.Климентова, изданного тринадцатью годами позднее.
Подобные образцы можно сопоставить, к примеру, с пьесами и обработками русских народных мелодий для фортепиано, созданными музыкантами-любителями XVIII столетия и помещенными в различных рукописных сборниках того времени. Как отмечает исследователь данного пласта фортепианного искусства
B.И.Музалевский, "при крайней простоте этих миниатюр, они все же расширяют наше представление о процессе бытования в любительской среде народной инструментальной музыки" (106.
C. 35).
Для подавляющего большинства вариаций в обработках М.Герасимова и Ф.Климентова еще характерен типично гармошеч-ный склад изложения. Он проявляется, прежде всего, в самой равномерности периодичного чередования элементарных басо-ак-кордовых формул аккомпанемента в партии левой руки, в фигу-рационно-орнаментальном варьировании мелоса с превалированием гаммообразных и арпеджиобразных последовательностей и опеванием мелодических устоев.
Интересной фактурной особенностью является здесь типичное для фольклорного музицирования на гармони движение мело-
системой нотации, в ней приводятся обозначения, апеллирующие непосредственно к моторике, двигательному аппарату обучающегося. Так, над строчкой партии правой руки помещены цифры, указывающие баянисту нумерацию соответствующих клавиш на грифе баяна; в партии же левой руки под басами, также зафиксированными в общепринятой системе нотации, стоят соответствующие цифры, обозначающие порядковый номер кнопок басовых рядов. Готовые же аккорды в ноткой системе не выписываются - для них автором изобретена графическая система из кружочков и треугольников с цифрами внутри них, указывающими порядковые номера кнопок левой клавиатуры.