Ви є тут

Соноризм как художественное явление в музыке польских композиторов 60-70-х годов XX века

Автор: 
Путилова Светлана Михайловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2011
Кількість сторінок: 
303
Артикул:
133608
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
Оглавление
Введение...........................................................3
Глава L Под знаком сонорнзма......................................14
1. 1. Фактурные формы соноризма...................................14
1.2. Соноризм в условиях алеаторики...............................32
1.3. Топология сонорного пространства.............................44
Глава II. Архитектоника сонорной композиции...................... 63
II. 1. Приёмы симметрии...........................................63
II.2. Графическое кодирование.....................................74
II. 3. Драматургия и форма........................................87
Глава Ш. Соносистема. Градации соноризма ........................102
III. 1. Активный соноризм........................................107
III. 2. Умеренный соноризм.......................................116
III. 3. Пассивный соноризм.......................................133
Заключение.......................................................155
Библиография.....................................................160
Нотное приложение................................................178
3
Введение
Значение соноризма (сонорики, сонористики) в музыкальном искусстве XX века сопоставимо со значением мелодии и гармонии в музыке XJX столетия. Выдвижение на первый план фактуры, тембра, ритма, артикуляции, возрастающая роль ударных инструментов, возрождение принципов экмелики, микрохроматики, расщепление звука составляют специфику как соноризма, так и современной музыки в целом. Соноризм проникает во многие композиторские техники и стили. Причём его влияние ощутимо не только в академических жанрах: джаз, рок, поп-музыка также оказались под властью звукокрасочных эффектов. С. Савенко называет это «пои-сонористикой» или «саундом», иными словами «авангардной сонорностыо, попавшей на улицу»1. Это явление оперирует многочисленными фактурными формами, сонорными градациями. Отсюда вытекает гипотеза работы: соноризм, располагающий развитой системой фактурных форм, выражающий ту или иную степень интенсивности звукокрасочности, становится некой универсалией, своего рода музыкальным мышлением XX века.
Само слово «соноризм» 2 происходит от латинского sonorus - звонкий, шумный, от французского sonore - звучный, громкий или sonorité - звучность, гулкость. Специфическим признаком его становится частичная или полная недифференцируемость тонов на слух, при которой «гармония обра-щается в фактор тембра» . В этом коренное отличие соноризма от «тоновой музыки», основанной на чёткой звуковысотной дифференциации.
Уникальность соноризма заключается в его многозначном толковании: он может быть истолкован как техника музыкальной композиции (Ю. Хо-
1 Савенко С. Авангард как традиция музыки XX века И Искусство XX века: диалог эпох и поколений. Сб. статей. Том II. - H. Новгород, 1999. - С. 73.
2 Ю. Н. Холопов под соноризмом подразумевает «вид современной техники композиции, использующей главным образом красочные звучания, воспринимаемые как высотно недифференцированные». См. об этом: Холопов, Ю. H. Соноризм // Музыкальная энциклопедия. T.5. - М., 1981. - С. 207-212.
3 Каратыгин В. Избранные статьи. - М.-Л., 1965. - С. 149
29
благодаря своей полисемантической природе, соноризм открывает новые возможности звуковой реализации во многих современных фактурных формах, композиционных техниках и стилях. В заключение главы приведём таблицу, отражающую широкий спектр действия соноризма в музыке XX
века:
Таблица 1.2
Соноризм
Пуантилизм Красочная россыпь обособленных звукоточек, в которой 1 «нивелировано тоновое восприятие высот» 4!, создаёт эффект стереофонической множественности.
Сверхмно-; гоголосие ! Суммарное звучание множества индивидуально прорисованных, не дифференцированных слухом голосов, со-; ставляет единый «темброзвук» или «движущийся тембр».
Г - 1 ; Сериализм, | постсериа-I лизм Тотальная сериализация всех параметров музыкального языка (звуковысотности, ритма, динамики, тембра, артикуляции), приводит к сонорному ощущению звукоткани.
1 Микрохро-| матика Применение микроинтервалики, конструирование чет-вертитоновых инструментов связано с поиском новых 1 сонорных красок. ..
! 1 1 1 ; Алеаторика ! ; Мобильность музыкального текста (главным образом фактуры), связанная с «отсутствием общего для всех участников временного деления музыки», направлена на сонорный характер звучания.
1 Полистили-| стыка Сложение звукоткани из разнородных «фигур-цитат» составляет* своеобразную сонорную мозаику стилей со свойственной ей алеаторической «раскованностью».
) Минимализм Новое восприятие и новая философия звука как перво-: элемента, «вслушивание в звук, отмеренный на весах тишины» 42. В роли паттерна могут выступать как тоны определённой высоты, так и без определённой высоты, электронные звуки, кластеры.
11 Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. - М., 1988. - С. 43.
42 Савенко С. Строгий стиль Лрво Пярта//Сов. музыка. - 1991. -№ 10. - С. 19.
зо
Простран- ственная музыка Пространство как поэтическая и конструктивная идея всей композиции становится конгломератом техник как музыкальных, так и внемузыкальных.
Конкретная музыка . Звуки мира (природы, повседневного быта, различные шумы) рассматриваются композиторами как звуковые объеюпы, неограниченные тонополутоновыми связями.
Электронная музыка При помощи электроаппаратуры осуществляется имитация музыкальных и немузыкальных звуков, происходит открытие новых звуковых возможностей.
Стохастическая музыка ■ Новая звуковая материя, фонической единицей которой становятся множества звуков («звуковое облако», «поле», «полоса»), обладает «ярко выраженной характерностью и способностью неуловимо менять свою окраску в любом направлении и в любой степени» 43.
Спектральная музыка Изучение спектра звука, создание его сонограммы, разработка инструментального синтеза, порождают новое звуковое пространство.
Джаз ; В некоторых инструментальных и вокальных джазовых стилях (фри-джаз, скэт-пение, гиаут-пенне и др.) используются всевозможные сонорные эффекты, основанные на свободном глиссандировании, экмелическом скольжении между тонами, извлечении предельно низких или высоких звуков, нетемперированных аккордов.
Фольклор Архаичный фольклорный тембр обладает оригинальной сонорной краской и представляет собой «неделимый тембр о-интонационный комплекс» 44, сочетающей признаки речевой интонационности и экмелической нестабильности.
Итак, соноризм становится ведущим художественным принципом музыки XX века. «Звуковая материя современного музыкального мира, - поясняет
С. Губайдулина, - стала невероятно богатой, многообразной и сложной. Мы называем её сонористической. Связи между множеством элементов такой со-
43 См. об этом: Соколов А. Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества. Исследование. -М., 2007.-С. 172.
44 Утсшева А. Тембро-интонацнонный комплекс русского фольклора и его индивидуальное преломление в творчестве композиторов-неофольклористов 60-х гг. XX пека (на примере жанра плача) // Российский Музыкант2.0. Портал МГК: Ьпр^/^ота^п.сотЛтшс^^р^т^са-Шеопса/тизгса-Шеопса-П.