2
СОДЕРЖАНИЕ
Карта Ирана___________________________________________________4
Список сокращений_____________________________________________5
Введение______________________________________________________6
Глава 1. Иранская классика в аспекте проблем онтологии и методологии - 26
1. Классика как музыкальный текст_____________________________28
2. Классика как музыкальная картина мира_____________________ 37
2.1. Семь климатов в трактате Анонима XVI века______________53
Глава 2. Канул: правила науки и практики________________________________67
1. Управление между двумя планами художественной вещи 68
1.1. Творчество как поиск и свидетельствование Красоты_ 84
2. Правила в трактатной традиции классической музыки ____ 90
2.1. К вопросу об эволюции классических жанров____________118
Глава 3. Категория мусики в Х-ХІХ веках__________________________________128
1. Понятие мусики в классический период________________________128
2. Понятие мусики в постклассический период____________________142
2.1. Мусики и образ ангельского славословия_________________ 151
Глава 4. Фанн-е мусики как средневековая концепция музыкального
искусства_____________________________________________________ 161
1. Парадоксы концепции Абд аль-Кадира Марат____________________162
2. История как единство двух сюжетов___________________________178
2.1. Категория «музыкальное искусство» в аспекте
семантических связей 182
Глава 5. Макам в классической традиции иранской музыки______________ 190
1. Понятие макам в трактатной традиции _____________________194
1.1. Принцип организации звуковысотной грамматики музыкального языка_______________________205
1.2. Музыкальный тон как единица
или система отношений______________________________ 210
1.3. Музыкальный тон как осмысленность_____________212
з
1.4. Составление, соединение и сопряжение единиц______218
1.5. Макам как «основа-корень»_______________________ 229
2. Макам в музыкальном тексте классического цикла____________ 237
2.1. Макам как процесс: принципы становления_____240
2.2. Макам и экстрамузыкальный смысл_________________ 267
Глава 6. Дастгах как слово, термин и музыкальный жанр_________________ 271
1. Понятие дастгах в персидских трактатах ХУН-Х1Х веков_ 271
2. Радиф и бадаха: взаимодействие нормативной
структуры и экспромта______________________________________ 280
3. Мелодия-гушс?: взаимодействие вербальных и
музыкальных структур ___________________________________ 294
3.1. Соотнесенность вербальной и музыкальной грамматик______296
3.2. Параметры анализа мелодики дастгаха Шур________________299
3.3. Анализ взаимодействия вербальных и музыкальных структур в дастгахе Шур ____________________________________300
Заключение 325
Словарь и тезаурус традиционной иранской
музыки_______________________________________________________________ 333
Библиографический список использованной литературы________________ 349
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Анализ дастгаха Шур______________________________389
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Нормативная структура классических циклов в инструментальной версии Али Акбара
Фарахани_______________________________________________________410
40
• Процессуальная картина мира со всей очевидностью проявилась в теории атомарного времени и пространства, созданной мутазилитами12 и усвоенной суфизмом, который в лице Ибн Араби (1165-1240) создал на рубеже XII—XIII веков фундаментальную концепцию, получившую название вахдат ал-вуджуд — «единства бытия»13.
Известно, что взгляды Ибн Араби оказали большое влияние на иранскую культуру, в частности, на персидский философский суфизм Х1П-XIV веков в лице Махмуда Шабистари (ок. 1287-1320) и др. Его концепция «нашла сторонников в суфийской среде в лице таких выдающихся мыслителей, как аль-Кашани (ум. 1329) и аль-Джили (1325-1428), и встретила оппозицию со стороны ас-Симнани (ум. 1336)» [176: суфизм], чтобы возродиться уже после XVI столетия в философии Садр ад-Дина аш-Ширази (1570-1640), Са’ида Комми (ум. 1691) и других представителей исфаханской философской школы. Определяющее воздействие концепции «единства бытия» на иранское искусство отмечают в своих трудах Ж.Дыоринг [336: 27), Ш.Шукуров [292: 182], М.Назарли [171] и другие ученые.
Неудивительно, что значимость этой концепции для музыкантов-исполнителей была отмечена Амирханом Коукаби — представителем
12 jМу'тазила («обособившиеся», «отделившиеся») - мутазилизм - преимущественно философское течение внутри первого направления арабо-мусульманской теоретической рефлексии - калама, начало которому было положено сразу после зарождения ислама и которое сформировалось в VIII веке.
13 «Суфизм — одно из пяти основных направлений классической арабо-мусульманской философии, оформившееся позже других. Получает зрелую форму в трудах Мухйи ад-Дина Ибн ‘Араби (1165-1240). Суфизм как философское течение представляет' собой переосмысление основных подходов к решению центральных задач классической арабо-мусульманской философии, использующее опыт мистического откровения. В более широком смысле суфизм (тасаввуф) обозначает мистическое течение в исламе. Термин «суфизм» происходит, возможно, от суф — «шерсть», поскольку из шерсти изготавливались власяницы аскетов, хотя это не единственная гипотеза относительно его этимологии. Суфизм возник п 8 в. Мистический опыт постепенно начинает получать теоретическое осмысление у ап-Хасана ал-Басри, Зу-н-Нуна ал-Мисри (8-9 в.), ал-Харраза (ум. 899), философские идеи прослеживают у Абу Иазида ап-Бистами (ум. 875), Лбу Майсура ал-Хапладжа (ум. 922), Абу ал-Касима ал-Кушайри (986-1072) и др.» [176, суфизм].
41
исфаханской школы классической музыки, начавшим свой трактат такими словами:
Затворники кельи радости и завесы смешений мира возникновения и уничтожения — эго исполнители (сазандеган), знающие правила закона о Единстве (вахдат), искусные, коленопреклоненные исполнители (павазандегап) на органоне упования.
Апиг-кЪап. ШзаЫы тиодь Аг-АМА 01, Б-5006. Л.21а.
(Перевод Г.Б.Шамилли).
Основание концепции Ибн Араби составляло двуединство Первоначала и мира, вечностного (постоянного) и временного бытия. Она явилась следствием развития атомистической теории времени и пространства мутазилитов, согласно которой время состоит из последовательности атомарных моментов. Каждый из них сам по себе лишен длительности, возникающей только как «следование атомов времени» [176: время]. Каждый атом времени конституируется двумя событиями — «уничтожения» («фана ’) и «возникновения» {худус) — которые обозначаются как «состояние» (хал), переживаемое телом или акциденцией. В один атом времени тело занимает только одно место (макан). Само же движение рассматривается как последовательность «моментов времени» [там же].
А.В.Смирнов подчеркивает, что «атомистическая концепция времени
была воспринята в суфизме, где мир понимается как ежемгновенное
*
растворение в вечностной стороне бытия и новое воплощение во временной его ипостаси» [там же]. Согласно Ибн Араби время — это «непрерывная череда дискретных моментов, мгновений (замап фард), как бы “атомов времени”. Каждый такой “атом” примыкает к предыдущему, и между ними, естественно, нет никакого временного “зазора” (между двумя соседними атомами мы не можем представить себе никакой длительности, разве что пустоту, временной вакуум, который с точки зрения времени есть ничто).
- Київ+380960830922