Ви є тут

Кларнетовый концерт в европейской музыке XVIII века : от Мольтера к Моцарту

Автор: 
Артемьев Сергей Евгеньевич
Тип роботи: 
от Мольтера к Моцарту
Рік: 
2007
Кількість сторінок: 
178
Артикул:
172629
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение..........................................................3
Глава первая
Начальный период в истории кларнетового концерта..................8
Глава вторая
Кларнетовые концерты в творчестве композиторов
мангеймской школы................................................50
Глава третья
На пути к венскому классическому кларнетовому концерту...........90
Глава четвёртая
Концерт для кларнета В.АлМоцарта.................................117
Заключение.......................................................150
Литература.......................................................153
Приложение.......................................................161
2
ВВЕДЕНИЕ
На фоне обширного музыкального инструментария кларнет, выразительные и технические возможности которого широки и разнообразны, давно и прочно занял значимые позиции как оркестровый, так и концертный инструмент.
Как известно, возможности любого музыкального инструмента реально раскрываются только в совокупности различных условий, в определённом контексте. В сольном звучании, в камерном ансамбле, в составе различных оркестров - каждый раз возникают свои требования, свой необходимый “угол слышания”, что определяет выявление различных потенциальных возможностей инструмента.
К контекстным факторам относится и жанр произведения: в зависимости от жанрового облика музыки рельефнее раскрываются те или иные возможности звучащего инструмента. Многообразие сложившихся в музыке жанров представляет богатейшую палитру для выявления выразительного и технического потенциала избираемого композитором инструмента. Отвечая требованиям жанра, инструмент предстаёт перед нами во множестве своих “ликов”. Характерно, что чем крупнее жанр, тем шире спектр этой многоликости.
В этом отношении особенно интересен жанр концерта. Здесь возможности солирующего инструмента предстают не только широко и разнообразно, но и мобилизуются в высокой степени в процессе соревнования с оркестром. Как состязание оркестра и солиста в виртуозности и выразительности, концерт можно назвать своего рода средством для наглядной демонстрации уже известных выразительных возможностей солирующего инструмента и звуковой лабораторией для поиска и первого практического применения новых. Именно этим объясняется то, что концерт стал вершиной сольного
3
говорить о 1756-57 годах. Как известно, Стамиц был основателем Мангеймской школы и мангеймского оркестра, который долго оставался передовым в области музыкального искусства Европы того времени - эта школа была музыкальным ядром “догайдновских” и “домоцартовских” раннеклассических исканий. Известны многие восхищённые высказывания по адресу мангеймских музыкантов, в том числе принадлежащих и самому Моцарту, который слушал этот оркестр уже под управлением И.Х.Каннабиха - главы мангеймской школы после смерти Яна Стамица.
Не вдаваясь здесь в подробности, отметим других мангеймских композиторов, работавших в жанре кларнетового концерта. Прежде всего, это старший сын Я.Стамица - Карл (Карел), автор одиннадцати кларнетовых концертов и двух двойных концертов с участием кларнета - для кларнета и скрипки (или двух кларнетов) и для кларнета и фагота. Г.Беккер24 называет и другие имена: Ф.Данци, Г.Фукс, Э.Эйхнер, А.Диммлер, Ф.Тауш. Последний -сын кларнетиста мангеймского оркестра, Якоба Тауша. Тауш-сын стал создателем четырёх концертов для кларнета и двух двойных для двух кларнетов. Хронологически это относится уже ко второй половине столетия.
Можно привести ещё целый ряд имён, дополняющих обрисованную картину. Дж.Ренделл высказывает мнение, что известный мангеймский кларнетист-виртуоз Гаспар Прокш, уехавший в Париж вместе с Я.Стамицем в 1754 году, возможно не без влияния Ф.Госсека, сочинял музыку для своего инструмента.25 Прокш был первым, кто применил термин “соната” к некоторым своим произведениям для кларнета и фортепиано. Дж.Ренделл называет его первым виртуозом Парижа.
Кроме Г.Прокша мы упоминали и другого кларнетиста мангеймского оркестра - Якоба Тауша, отца кларнетиста-виртуоза Франца Тауша (исполнительским искусством Ф.Тауша после восхищался Моцарт). Франц обучался у своего отца, и, по всей вероятности, ряд произведений для
24 Becker H. Die Klarinette //Die Musik in Geschichte und Gegenwart. Kassel - Basel - Tours - London, 1979.
25 Rendall G. The clarinet. London, 1954.
16
кларнета (в том числе и концертов) был написан специально для этой цели. Такое предположение подтверждается общей для виртуозов кларнета прошлого особенностью: они сами много сочиняли для своего инструмента; однако, учитывая состояние издательской базы прошлого, можно допустить, что многие рукописи были просто утеряны. Поэтому мнение Ю.Усова, например, называющего “Мессу” А.Фабера (1720) “единственным случаем применения кларнета” в первой половине XVIII столетия,26 мы считаем ошибочным.
К сожалению, в нашем распоряжении мало сведений о тех произведениях, которые так или иначе сохранились. Это упомянутый И.Бэлзой Концерт для кларнета Вацлава Йиржи Пихля (1741-1805),27 жившего и работавшего в
Вене; произведения Антонина Фильса (ок. 1730-1760) - создателя около
28
сорока симфоний, концертов для флейты, гобоя, кларнета, виолончели; -Концерт Риотти, упомянутый Э.Людевигом в числе произведений для
90
кларнета XVIII века; четыре концерта.для кларнета Антонина Росслера (1746-1792, известного также как Антонио Розетта), упоминаемые Ю.Усовым.30 К этому списку малоизвестных произведений добавим два концерта Ф.К.Покорного (1729-1794), создание которых приходится примерно на 1765 год,31 а, следовательно, эти произведения, могут занимать третью позицию в хронологическом ряду возникновения кларнетовых концертов. В литературных источниках отмечается, что эти концерты написаны в духе мангеймских произведений, таким образом, можно предположить, что создавались они позже первых произведений для кларнета.
Особое место в истории музыки занимает французская кларнетовая школа. Открытие в 1795 году Парижской консерватории явилось крупнейшим музыкальным событием в Европе. Примечателен тот факт, что в
26 Усов 10. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. М., 1989. С.,51.
27 Бэл за И. История Чешской музыкальной культуры. Т. 2. М., 1973. С.41-42.
28 Бэл за. И. История Чешской музыкальной культуры. Т. I. М., 1959.
29 Ludewig Е. Eighteen century clarinet music // The Instrumentalist. 1964. №3.
30 Усов 10. Ук.соч. C.85.
31 Kroll 0. Die Klarinctte. Kassel, 1965.
17