Ви є тут

Башкирская академическая музыка : Пути становления

Автор: 
Скурко Евгения Романовна
Тип роботи: 
Докторская
Рік: 
2004
Артикул:
275362
179 грн
Додати в кошик

Вміст

«Культура, как и язык, - понятие коллективное. Культура есть память. Поэтому она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества, человечества».
Ю.Лотман. Беседы о русской культуре.
«... Для выявления национального образа мира берется целостность национальной жизни: и природа, и стихии, и быт, и фольклор, и язык, и образность, и образность поэзии, соотношение пространства и времени и их координат: даль, ширь, верх, низ, откос, дорога и т.п... Выявляется как бы... основной фонд национальных ценностей, ориентиров, символов, архетипов, что и определяет затем склад мышления, Логос народа».
Г.Гачев. Национальные образы мира.
ОГЛАВЛЕНИЕ
............... .. . „ Стр.
ВВЕДЕНИЕ............................................... 5
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФОЛЬКЛОР И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО СТИЛЯ.
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ИСТОРИЯ ЭТНОСА - ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ... 39
ГЛАВА ВТОРАЯ. ЖАНРОВАЯ СИСТЕМА БАШКИРСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
2.1 .К вопросу классификации жанров башкирского музыкального
фольклора....................................................53
2.2.Жанры с доминирующей функцией вербального текста.........56
2.3.0зон-кюй: господство имманентно-музыкальных закономерностей....68
2.4.Традиционный инструментарий. Жанры инструментальной музыки...80

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ И ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИЙ В БАШКИРСКОЙ МУЗЫКЕ 20-60-Х ГГ.
3.1.К проблеме стадиальности.................................92
3.2.Предпрофессиоиальная стадия..............................96
3.3. Первая профессиональная стадия.........................106
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. СТИЛЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БАШКИРСКОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ ПОСЛЕДНЕЙ ТРЕТИ XX - НАЧАЛА XXI ВЕКОВ.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. СТАДИЯ « НОВОГО ВРЕМЕНИ».
4.1. Предпосылки стилевого перелома.........................118
4.2. Новая концепция фольклора............................. 123
4.3. Аналитический этюд: Д.Хасаншин. «Айтыш»................143
ГЛАВА ПЯТАЯ. КОМПОЗИТОРСКИЕ ТЕХНИКИ XX ВЕКА И БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР В МУЗЫКЕ «НОВОГО ВРЕМЕНИ»: ПУТИ СОПРЯЖЕНИЯ.............................................152
5.1. Серийная техника...................................... 155
5.2. Пуантилизм............................................ 169
5.3. Алеаторика............................................ 174
5.4. Репетитивная техника.................................. 179
ГЛАВА ШЕСТАЯ. СОНОРИСТИКА КАК ФАКТОР МЫШЛЕНИЯ
«звук-слог». Тем самым такмак, в большей степени, нежели кыска-кюй, продолжает традицию речитативных жанров башкирского фольклора, восходящих к древности. Последнее проявляется в спонтанности возникновения как вербального текста, так и мелодии «по ходу» пляски, «обрастании» инструментальных танцевальных напевов <...> словами, поэтическими текстами» (276, с. 63).14
Отмеченные особенности наиболее непосредственно иллюстирирует феномен так называемх частушек-«нескладушек», такмаков-тиррэтляу (в дословном переводе, «пение под язык»), где звукосочетания не содержат смысла и приобретают сугубо фоническое значение («ралля, ралля, ралляем», «карики-икарики» и т.п.). Так,открывается путь к фонической трактовке\ вербального текста в музыке «нового времени» (пример 16)..,
Наблюдения над стилевыми тенденциями современного композиторского творчества обозначили одну из сложнейших проблем национальной культуры и - шире - национального художественного мышления: взаимовлияния фольклорной и исламской традиций в
национальной музыке. Данная проблема, разработанная в фундаментальных исследованиях Н.Шахназаровой (525), И.Еолян (180), приобретает особую актуальность со второй половины 80-х гг. - «эпохи перестройки» - в связи с изменением общей ситуации в стране, снятием идеологических ограничений. Это проявилось в различных областях духовной жизни общества, в частности, привело к активизации процессов религиозных исканий во всех регионах бывшего СССР и получило отражение в ряде исследований, поднимающих проблему «ислам и монодия» (162, 205, 216, 322, 408, 410, 411, 537), «ислам и культура» (536).Г5'
Не углубляясь в данную область науки, подчеркнем закономерность, наиболее существенную в контексте диссертации. Основные свойства стилистики рассмотренных жанров: речитативный характер мелодики, ее подчиненность слову, господство силлабического принципа во взаимодействии звука и слога, типизированные модели-формулы,
66
надиндивидуальный характер интонирования, - вызывают аналогию также с принципами коранической речитации. Происходит влияние интонационности, формировавшейся в народной практике тысячелетиями, на мелодизированную речь Корана. И наоборот: влияние традиции книжного чтения, регламентированного правилами таджвида (науки правильного чтения Корана), на фольклорные жанры. На этой основе происходит «синтез знаков исламской культуры с устойчивыми формами архаики» (205, с. 151).
Отмеченная закономерность в значительной степени определяет особенности обобщенной, опосредованной трактовки интонационных моделей как древних жанров фольклора, так и риторических фигур, типичных для коранического чтения в башкирском композиторском творчестве последней трети XX века.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Одна из первых попыток систематизации жанров башкирского устного музыкально-поэтического творчества принадлежит С.Рыбакову, различающему два «разряда» жанров: «книжного, искусственного творчества», религиозного или светского содержания (соответственно, мунажаты и байты) и «непосредственно народного». В свою очередь, последние подразделяются на «протяжные, проголосные мелодии...(узун-кюй) и скорые, короткие мелодии плясового характера и распеваемые на них такмаки» (392, 45-46). С.Рыбаков также выделяет вокальные и инструментальные жанры.
2. Необходимо заметить, что, как и в любой классификации музыкальных явлений, жесткий водораздел между классами жанров отсутствует, о чем свидетельствуют разнообразные пограничные, «микстовые» варианты взаимоотношения вербального и музыкального текстов.
3. Не случайно, именно свадебный обряд, как и кубаир, айтыш, послужил прототипом будущих музыкальных, комедий, драматических спектаклей и оперы XX века.
4. Данная закономерность подчеркивается многими исследователями (10, 88, 383, 456). Как пишет Г.Гачев, «чем глубже погружаешься в древность народа, тем больше на одно лицо они начинают выглядеть» (120, с.?). ■у
5. В башкирской фольклористике к эпическим относят жанрвл устной традиции (иртэк, кубаир, историческая песня) и письменной (байт, мунажат, дастан. кисса). Особое место занимают состязания - айтыши. О происхождении кубаира, его связи с иртэками см.:240,276,459.
6. Тематика такого рода составляет также основу русских былин, украинских дум, эпоса народов Севера и др. и свидетельствует о стадиальном характере развития эпики в ее теснейшей связи со средой, особенностями социальных отношений, быта и т.д. Конкретные же формы преломления этих связей обусловливают национальное своеобразие данного феномена.
7. Сходные явления отмечаются и в манере исполнения эпоса в других национальных культурах. С этой точки зрения показательна характеристика манеры