Ви є тут

Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-интонации в свете учения Б. Асафьева

Автор: 
Рыбкина Татьяна Вячеславовна
Тип роботи: 
пластические образы ритмо-интонации в свете учени
Рік: 
2004
Артикул:
172902
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..........................
ГЛАВА 1. МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
КАК ПРОБЛЕМА МУЗЫКОЗНАНИЯ.........................................13
1.1. Учение Б. Асафьева и его значение для современного осмысления
ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ............................. 13
1.2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОПРОСА
МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ МОТОРНОГО КОМПОНЕНТА........21
1.3. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ НЕКОТОРЫХ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СИСТЕМ..............................47
Выводы........................................................57
ГЛАВА 2. ДВИГАТЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ РИТМО-ИНТОНАЦИИ КАК ФАКТОР ИНТЕНСИФИКАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ 61
2.1. РИТМО-ИНТОНАЦИЯ И ОБРАЗЫ ДВИЖЕНИЯ В МУЗЫКЕ...............61
2.1.1. Пластические эквиваленты музыкально-выразительных средств 65
2.1.2. Пластические образы ритмо-интонации в европейской танцевальной музыке ХУ1-ХУШ веков (на примере барочной сюиты)..................81
2.2. Природа и механизмы взаимодействия музыки и движения
В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО восприятия............................96
2.2.1. Виды движений........................................97
2.2.2. Принципы соотношения музыки и движения...............101
2.3. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МУЗЫКИ И ДВИЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ................................... 106
2.3.1. Пластическое интонирование..........................110
2.3.2. Пластический анализ.................................114
2.3.3. Пластический синтез.................................120
2.4. ПЛАСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ РИТМО-ИНТОНАЦИИ
В МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ................... 124
• 2.4.1. Двигательный образ и образ движения в представлениях
музыканта-исполнителя..........................................125
2.4.2. Музыкачьно-художественный образ и выразительные движения
музыканта-исполнителя......................................... 141
2.5. МУЗЫКАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ
ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ................ 158
2.5.1. Пути и способы обновления курса ритмики..........158
2.5.2. Музыкально-пластические методы формирования активного музыкального восприятия на занятиях музыкальной литературы. 165
ВЫВОДЫ...................................................174
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................177
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................180
ПРИЛОЖЕНИЯ...................................................193
1. Музыкальные иллюстрации...............................193
2. Схемы.................................................ZZS
21
1.2. Теоретические аспекты исследования вопроса музыкального восприятия на основе моторного компонента
Рассмотрение проблемы музыкального восприятия в ракурсе пластического моделирования интонационной образности представляется достаточно сложным, поскольку требует сочетания идей и методов не только музыковедения, психологии и педагогики, но и той области искусствознания, которая относится к пластическим видам искусств. Так, музыкальное восприятие в контексте настоящего исследования оказывается центром пересечения сфер: музыкальной психологии, физиологии (психомоторики), теории и истории музыки, музыкальной педагогики, танцевального и театрального (основ сценического движения) искусств.
Комплекс музыкально-теоретических и психофизиологических вопросов, которые необходимо было изучить для полноценного раскрытия основной темы диссертации, достаточно широк и многогранен. При этом существенным на наш взгляд является то, что исследование музыкально-двигательного восприятия не должно удовлетворяться сосуществованием обособленных друг от друга подходов, а требует глубокого их взаимодействия.
Общим исходным пунктом при научно-теоретическом исследовании проблемы музыкально-двигательного восприятия для нас была моторная концепция восприятия.
В одной из своих работ Б. Асафьев назвал музыку «искусством слухомоторных впечатлений» (30, 49). Кинетический компонент является обязательным и важным фактором музыкального восприятия: без участия движения, в том или ином его проявлении, восприятие музыки невозможно.
Любой звук вызывает у человека подпороговую иннервацию мускулатуры. Музыка действует на весь организм, организм отвечает на действие музыки. Роль мышечного чувства в процессе восприятия была отмечена И. Сеченовым, который впервые указал на тот факт, что все раздражители имеют смешанную природу: к раздражителю, адекватному для глаз, уха, кожи и т.д. обязательно примешивается «мышечное чувство». «Можно слушать, не глядя, нюхать, не видя и не слыша, но нельзя ни смотреть, ни ощущать, ни слушать без движе-
22
ния» (151, 48). Он называл кинестетические ощущения органом восприятия пространственных и временных соотношений, а мышцу - анализатором пространства и времени.
Двигательная природа музыкального восприятия наиболее отчетливо выражена по отношению к ритму. «Восприятие ритма с психологической стороны представляет особенный интерес именно потому - писал Б. Теплов, - что в нем с чрезвычайной яркостью обнаруживается [...], что восприятие [...] есть процесс активно-действенный» (167, 279, разр. -Т.Р.).
О моторной природе чувства ритма говорят все наиболее значительные психологические исследования, посвященные его изучению. Так, Мак-Дауголл считал разнообразные мышечные сокращения непременным условием ритмического переживания. Испытуемые К. Коффки, работавшие с оптическими ритмами, подчеркивали активность состояния, чувство деятельности, необходимые для полноценного переживания ритма. Э. Мейман пришел к заключению, что в основе восприятия тончайших соотношений, характерного для хороших музыкантов, лежит «ритмизирование движений». К. Сишор рассматривал восприятие временных интервалов в музыке как сложный процесс их активного отражения в движениях. Экспериментальные наблюдения В. Болтона, Б. Теплова и др. показали, что «моторный аккомпанемент» может проявляться, как открыто, например, в равномерно - «тактирующих» движениях головы, в отстукивании метрической «сетки», в ударах кончиками пальцев соответственно акцентам звучащей музыки, так и в невидимых формах движения речевого или дыхательного аппаратов. Попытки человека остановить эти движения, приводят к тому, что они возникают в другом качестве на основе так называемого «перераспределения тонуса мускулатуры» (203). Б.Теплов сделал важный вывод о том, что двигательные ощущения являются «органическим компонентом» восприятия ритма, а не «сопутствующим», внешним по отношению к нему явлением (167).
При этом музыкальный ритм (во взаимодействии со всеми элементами музыкальной выразительности) рассматривается в музыкознании, музыкальной психологии и педагогике как основной носитель эмоционального содержания