СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 1.
Глава 2.
Глава 3,
Глаза 4. Глава 5.
Глава 6. Глава 7. Глава 6.
: 1917 - 1941 годы
Музыка и немое кино. Альтернатива:
тапер или композитор 18
Движение от немого к звуковому кино. Двойатвенность положения музыки на переходном этапе истории кино 29
Общая характеристика основных типов музыкальной драматургии кинематографа ЗОх - начала 40 годов 35
Симфонический тип драматургии 38
Роль музыки в создании мифологизированного образа социализма. Песня на службе идеологии: музыкальные кинокомедии Г.Александрова и И,Пырьева 51
Жанровые искания музыкального кинематографа 67
Пути развития музыки фильма в кинематографе Советских Республик 71
Разработка идей звукозрительного контрапункта в фильме "Александр Невский" 77
ЧАСТЬ ВТОРАЯ : 1941 - 1958 годы
Глава 9. Судьба музыки фильма в трудные годы
военных испытаний 93
Глава 10. Глава 11.
Глаза 12.
Глава 13.
Глава 14. Глава 15.
Глава 16.
Глава 17. Глава 18. Глава 19.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Глава 20.
4
Проблемы "песенного"фильма
Раздвижение границ музыкального фильма: первые шаги в освоении жанра фильма-оперы и фильма-балета
Эпохальные открытия звукозрительного кинематографа: кинодилогия "Иван Грозный" С.Эйзенштейна и С.Прокофьева
Музыка в послевоенном кино конца 40х - начала 50х годов. Период вынужденных компромиссов и конформизма
Кризис жанра музыкальной кинокомедии
ч
Музыка в роли падчерицы. Тиражирование музыкальных клише в жанре биографического фильма
Русская классическая опера и балет в кинематографе 50х годов: новые поиски контактов
Идеологические функции музыки в военном фильме
Свежий ветер перемен. Музыка фильма послесталинского периода
Музыка в фильмах-экранизациях по произведениям мировой литературы
: 1959 - 1969 годы
Перемена участи. Обновление средств выразительности и языка музыки кино. Движение от звуко-адузыкальной иллюст-
101
108
110
136
139
145
152
154
160
164
46
ключение было сделано только для одной из них - песне "Черный ворон”, которая стала своеобразным лейтмотивом фильма. Избрание ее в качестве ведущей темы-идеи "Чапаева” было далеко не случайным. Наполненная огромной внутренней силой и у глубокой, по-мужски сдержанной печалью, она олицетворяла собой извечное стремление человека к свободе и решимость сохранить ее даже ценой собственной .жизни. Впервые возникая в увертюре фильма, песня "Черный ворон” оказывалась неразрывно связанной с центральным героем - легендарным комдивом Василием Ивановичем Чапаевым, талантливым военноначальником времен гражданской войны, выходцем из крестьянской среды, из народных низов. Дальнейшее развитие фабулы картины строилось на постепенном сближении судеб героя песни / Ермака / и героя фильма. Причем в песне о вороне как бы предсказывалась трагическая развязка, неотвратимость гибели комдива, через которую он обретал бессмертие.
Введение в игровую ткань фильма русского песенного фольклора, органически вписанного в действие и выступавшего его неотъемлемой частью, сообщило всему киноповествованию особый, эпический характер звучания и в то же время сделало его простым и доступным для восприятия, понятным самым широким слоям зрительской аудитории ЗОх годов. Между тем в "Чапаеве” была и собственно оригинальная музыка. Это мечтательная тема любви адъютанта Чапаева Петьки и пулеметчицы отряда Акки, героический марш-реквием, предвосхищавший наступление красных в финале фильма. Но, бесспорно, лучшим и наиболее запоминавшимся по музыкально-звуковому и визуальному решению получился эпизод "психической атаки" каппелевцев против горстки вжавшихся в землю красных бойцов.
Быстрое чередование общих, средних, крупных планов стройных
47
шеренг марширующих отборных офицерских частей белой армии идет в сопровождении безостановочной дроби гиадого барабана. Раздражающий своим механическим однообразием грохот в соединении с четкими, словно на параде, рядами белогвардейцев вселяют в сердца красных ужас и отчаяние. Некоторым из них уже кажется, что нет в мире силы, способной остановить этих красиво чеканящих шаг офицеров-роботов. При их приближении вплотную к окопам красных барабан смолкает. Возникает страшная гнетущая пауза, пронзаемая чьим-то криком: "Стреляй!"
И в ответ на призыв начинает строчить Анкин пулемет. Услышав условленный сигнал, вихрем срывается с холмов находившаяся в засаде чапаевская конница, поддерживаемая ликующей темой победы, которая перекрывает и поглощает звуки боя.
К сожалению, подобная детальная разработка и дифференциация компонентов звукового ряда, равно как и превращение музыки в мощное средство художественной выразительности, способное моделировать разные психо-эмоциональные состояния, управлять динамикой их развития и длительностью, которые отличали звуковую драматургию "Чапева", встречались в кино тех лет достаточно редко. Подлинный интерес к постановке и разрешению проблем разноуровнего синтеза и драматургического согласования музыки, речи и шумов с целью их психологического воздействия на зрителя и конструирования виртуальной реальности кинематограф проявит лишь в 60е годы. Но тогда перед ним будут стоять уже иные задачи.
Говоря о процессе становления симфонического типа музыкальной драматургии в советском кино ЗОх годов, следует упомянуть еще одну ленту, которая вряд ли смогла оставить след в истории отечественного киноискусства, если бы в ее создании не принял участия композитор Сергей Прокофьев. "Поручик Киже" -
- Київ+380960830922