Ви є тут

С. И. Мамонтов, Ф. И. Шаляпин и К. С. Станиславский - реформаторы оперного искусства в России конца XIX - начала XX веков

Автор: 
Кузнецов Николай Иванович
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1996
Кількість сторінок: 
173
Артикул:
1000159808
179 грн
Додати в кошик

Вміст

•І
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................
Глава 1. ЕДИНСТВО ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ С.И.МАМОНТОВА, Ф.И.ШАЛЯПИНА И К.С.СТАНИСЛАВСКОГО НА ОПЕРНОЕ ИСКУССТВО...................................
2
21
Глава 2. К ВОПРОСУ О СИНЕРГИЧЕСКОЙ СВЯВИ МЕТОДИКО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ Ф.И.ШАЛЯПИНА И К.С.СТАНИСЛАВСКОГО........................................ 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................... 163
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
167
ВВЕДЕНИЕ
В развитии русского музыкального театра в конце XIX века одним из важнейших событий стала реформа оперного сценического искусства, выдвинувшая отечественную оперу на первое место как самый общественно значимый жанр, наиболее полно представляющий национальную музыкально-театральную культуру.
Еще в предреформенное время многими русскими музыкантами, композиторами, дирижерами, ведущими актерами, антрепренерами большое внимание уделялось разработке общих художественных принципов музыкально-исполнительской деятельности. В этом усматривалось одно из основных условий, обеспечивающих достижение высокой культуры сценического воплощения оперных произведений, донесения до зрителя-слушателя всей глубины и многогранности авторского замысла.
Назревшая необходимость реформы была обусловлена несколькими очень существенными обстоятельствами.
Прежде всего, к середине 1890-х годов вполне завершился период становления русской композиторской школы XIX столетия. Такой школы, которая была представлена именами подлинных новаторов в области оперного творчества - именами Глинки, Даргомыжского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского. Их оперы - прежде всего ‘'Жизнь за царя", ’’Руслан и Людмила”, "Русалка”, "Каменный гость”, "Борис Годунов”, "Хованщина”, "Князь Игорь”, "Псковитянка”, "Снегу-
- 15 -
сравнительно-сопоставительного анализа оригинальных произведений К.С.Станиславского и Ф.И.Шаляпина с привлечением биографических и историко-культурных материалов, мемуарной литературы, литературы монографического характера, специальных научных трудов об особенностях эстетических взглядов Мамонтова, Станиславского и Шаляпина. Большое внимание было уделено анализу исторической литературы о С.И.Мамонтове, ее критическому осмыслению и оценке высказываний крупнейших мастеров оперного театра.
В процессе исследования диссертант постоянно опирался на монографии и статьи искусствоведов, театроведов и литературоведов, в которых раскрываются общие черты и закономерности развития отечественной культуры и искусства.
При изучении процесса взаимосвязи и взаимовлияния трех великих художников напрашивается понятие взаимодополняемости. Но нас принципиально не устраивает термин взаимодополнение, так как он подразумевает, что какой-либо недостаток деятельности одной личности покрывается сугубыми достоинствами другой. Мы же имеем дело с цельными и самобытными фигурами. Нам представляется, что более подходящим для описания специфики отношений между Мамонтовым, Шаляпиным и Станиславским будет термин синергия, характеризующий также и принцип связи теоретического наследия Шаляпина и Станиславского.
Здесь необходимо оговорить особенности употребления этого термина. Термин синергия (греч. з1пегде1а - сотрудничество, содружество; последнее время довольно активно употребляется в культурологических и эстетико-философских трудах. С.С.Хоружий в книге "После перерыва. Пути русской фило-
- 16 -
софии” (1994) использует этот термин так же, как это делалось в православной богословской традиции. Синергия по Хору-жему представляет собой явление религиозно-психологическое, когда ”...вся энергия тела, души и духа купно направлены к соединению с Божией энергией...” (81, с.10).
Подтверждение возможности использования термина синергия при описании процессов, происходящих в эстетике, мы находим и в позиции доктора философских наук Ю. А. Лукина, высказанной им в Учебно-методическом пособии (1995) по курсу ’'Культурология” - "Культура и культурная политика” (35, с.12).
Правомерность применения термина "синергия” в области русского оперного искусства рубежа XIX - XX веков подчеркивается словами "служение искусству”, которые определяли позицию и С.И.Мамонтова, и Ф.И.Шаляпина, и К.С.Станиславского.
Учитывая мировоззренчески-обобщающий характер искусства, его харизматичность, мы используем термин синергия для описания процесса взаимодействия этих гениальных личностей, придерживаясь не чисто богословского, а этимологически устоявшегося в современной культурологии значения термина. Под синергией, по отношению к творческому взаимодействию личностей, мы понимаем такое сложение энергий, воль и действий, результат которого по всем параметрам воспринимается как единая энергия, а по всем показателям превосходит сумму результатов тех же действий, но произведенных обособленно.
Определение объекта, предмета и цели исследования позволили диссертанту сформулировать основные задачи:
- расширить представление о реформе оперного искусства