Ви є тут

Мотивы кристалла и зеркала в русской музыкальной культуре начала ХХ века

Автор: 
Сафонова Ольга Рафаиловна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1999
Кількість сторінок: 
191
Артикул:
1000262160
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение...................:........................................2
Глава I
Кристалл и зеркало: образно-символическое прочтение................12
л
Глава II
Кристалл и зеркало: апология симметрии.............................77
Заключение
Кристалл и зеркало: на переломе................................ 126
V V , • гЛ.‘ •' »■*
Литература........................................................135
Приложение........................................................148
Нотные примеры....................................................159
2
ВВЕДЕНИЕ
«КРИСТАЛЛ» И «ЗЕРКАЛО» КАК ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА
Музыкальное искусство России начала XX века представляет собой неисчерпаемую тему для исследовательской мысли. Его изучению посвящена обширная научная литература. В фокус музыковедческого внимания попадают различные аспекты композиторского творчества эпохи: его содержательная и жанровая специфика (труды Б.Асафьева, А.Бандуры, И.Вершининой, Л.Дейкун, Б.Егоровой, И.Мыльниковой, Р.Розенберг, Е.Ручьевской, Л.Серебряковой и др.1). Вопросы синтеза
, _ Л. •"
искусств рассматривают В.Адаменко, И.Вершинина, Т.Левая,

А.В.Михайлов, Е.Ручьевская, В.Чинаев и др. Особенности языка и его отдельных компонентов исследуются М.Арановским, Б.Асафьевым,
A.Бандурой, Н.Гуляницкой, В.Задерацким, Ю.Коном, ТЛевой, Л.Мазелем, Ю.Паисовым, А.Порфирьевой, С.Савенко, Ю.Холоповым и др.3 В ряде работ затрагиваются проблемы музыкальной драматургии и формообразования (Дж.Бейкер, В.Бобровский, С.Гончаренко, М.Друскин,
B. Каратыгин, Ю.Конюс, Л. Серебрякова и др.4), контекстного существования музыкальных явлений и разнообразных культурных параллелей ( А.Бавдура, Дж.Бейкер, Р.Биркан, В.Варунц, А.Вермайер, Л.Михайленко, Б.Егорова, К.Зенкин, ТЛевая, Н.Поспелова, С.Савенко, Ю.Холопов и др.5).
Среди потока трудов о музыке «серебряного века» выделяется как масштабностью и «стереоскопичностью» взгляда, так и глубиной исследования монография Т. Н. Левой «Русская музыка начала XX века
1 См.: 15,21-24,54,71,75; 127,146,150,161,162 в списке литераторы.
2 См.: 6,54,105,106,107,123,132,150,190.
3 См.. 12,17,24,46,69,77,94,95,96,105,115,131,136,154,181.
4 См.: 29,37,63,64,65,74,88,100, 102,1$1.
5 См.: 6,21,22,23,24,29,35,47,53, 54, 78,103,104,105,137,153,181.
17
сформированный «серебряным веком», поместит «Песнь Ада» в финал Второй вокальной симфонии.
Прежде всего как краска, живописный эффект выступает кристаллическая метафора и в творчестве Волошина.
Стремление к созданию эстетизированной картины мироздания приводит мастеров символизма к использованию образа кристалла в качестве идеальной модели вселенского порядка и космической материи. Уподоблены кристаллам небесные светила и городские громады Волошина. Кристаллично всё художественное пространство у Вяч. Иванова: - «ясногранные» горы, смарагдные руины, алмазные пустыни, «кристаллы горных линий», «сапфирные излучины» - всё это детали его символических ландшафтов.7 При этом незыблемой тяжести, плотности, чёткости и застыл ости их лучезарного великолепия соответствует, по наблюдению С. Аверинцева, статичная, замедленная и веская поэтическая речь. В ней преобладание имён существительных над глагольными формами рождает элемент статики, а столкновения неудобопроизносимых согласных - под акмеистическими «парусами» - у Ахматовой и Мандельштама, развивших в своём творчестве знаменательный мотив безжизненной, кристаллической тверди небес, пустой и отчуждённой. Брюсовская интерпретация «космических кристаллов» во многом вдохновлена романом Фламмариона «Светопреставление». Один из сквозных мотивов его творчества -кристаллоподобные архитектурные сооружения, города8 и, наконец, целая планета, покрытая стеклянной оболочкой и ведущая жизнь идеально отлаженного механизма. Это «кристаллы со знаком минус», неумолимо правильные узилища природы и духа. Нечто созвучное обнаружим мы и в «Петербурге» А. Белого.
Другой стороной эстетизации кристалла в творчестве символистов стало одухотворение камня через наделение его скрытой жизнью или
7 Эта черта ивановского пейзажа подмечена ещё А. Белым (см.ЗЗ)
8 Например - город Звёздный в «Республике Южного Креста», восходящий к библейскому Небесному Иерусалиму
18
уподобление живому организму. Этот пуп» ведёт к мистической трактовке мотива, акцентирующей тайнодейственную силу кристалла и его магические способности. Отчасти такая трактовка коренится в мифологическом «прошлом» образа, вобравшем разнородную оккультную символику.
В этом ключе возникают мистические образы Вяч. Иванова - такие, как «льдистый дом Бессмертия», Душа Мира, нимб, Духи глаз, Вечные Формы. Исследуя поэтический сборник «Прозрачность» и цикл «Царство Прозрачности», входящий в него, Л. Спроге указывает на две сугубо герметические стороны в семантике драгоценного камня: собственно Прозрачность как атрибут кристалла (символ взаимопроницаемости двух миров) и Седмизрачность - «таинственный слитный смысл числа и ока», объединивший всё многоцветье Прозрачности и противостоящий мрачным безднам.9
«Сюиты самоцветов» в духе «Царства Прозрачности» создают также Бальмонт и Брюсов, психологически окрашивая каждый камень в соответствии с библейской или эзотерической семантикой, а также внося собственный стилизованный «этос» камней.
Актуализация глубинной связи «прозрачный кристалл - зрак» у символистов не редкость. Это, в частности, один из лейтмотивов творчества Ин. Анненского. «Серость могильных камней, соотнесённая с мертвенностью - непрозрачностью, имплицирует противопоставление сверканию - прозрачности камней “живых”, то есть драгоценных», -пишет А. Аникин (см. 11). Любимые и неоднократно воспетые поэтом аметисты обладают непостижимой одушевлённостью: они мерцают «в ответ», «гибнут», подобно живым существам, символизируют освобождённое от страха и стыда сердце. Мотивы кристалла-глаза, слияние душ по лучам глаз, таяния-смерти, слёз, ослепления -неизменные спутники кристаллической топики у Анненского. Слабо теплящаяся в камне жизнь придаёт ему оттенок хрупкости, эфемерности,
9 См. об этом: Л. Спроге ,166, с. 18 .