Ви є тут

Тенденции в развитии музыкально-театрального искусства на Южном Урале

Автор: 
Шадрина Елена Анатольевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2009
Кількість сторінок: 
249
Артикул:
133775
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.............................................................3
Глава 1. Предпосылки формирования традиций музыкально-
театрального искусства на Южном Урале................................23
$ I. Музыкально-театральное искусство в системе художественной
культуры Южного Урала............................................23
£ 2. Формирование музыкально-театрального искусства
Южного Урала: исторические корни.................................30
Глава 2. Музыкально-театральное искусство Южного Урала
в советскую эпоху (1920-1980-е гг,)..................................45
$ 1. Идеологический контекст советского искусства и пути развития
южно-уральского музыкального театра..............................45
§2. Музыкально-театральное искусство Южного Урала:
истоки композиторского творчества................................78
Глава 3. Музыкально-театральное искусство Южного Урала
1980—2000-х гг.......................................................94
£ /. Художественно-эстетическая ситуация в постсоветскую эпоху
и судьбы музыкально-театрального искусства ...................... 94
£ 2. Творчество композиторов Южного Урала в области музыкально-
театрального искусства: поиски индивидуальности..................111
Заключение..........................................................131
Библиографический список............................................140
Приложение..........................................................156
3
ВВЕДЕНИЕ
Изучение региональных традиций музыкально-театрального искусства является одной из актуальных проблем современного российского искусствознания. С середины XX столетия эта область отечественной музыкальной культуры, в силу интенсивности развития, стала привлекать внимание многих крупных исследователей (социологов искусства и музыковедов), а также деятелей музыкального искусства (композиторов, дирижеров, музы-кантов-исполнителей). В последние десятилетия интерес к событиям и процессам, протекающим в мире регионального музыкального театра, еще более возрос. Основной причиной подобного интереса следует считать признание высокого статуса художественных явлений региональной культуры наряду с культурными реалиями столичных центров. Вследствие этого значительно расширился спектр исследовательских ракурсов и круг самих исследований, в которых так или иначе затрагиваются проблемы музыкально-театральных традиций региона.
Активное развитие профессионального регионального музыкознания на Урале приходится на 1990-2000-е гг. Весьма примечательно, что, начавшись в духе музыкального краеведения, этот процесс постепенно трансформировался в профессиональный опыт музыковедческого анализа отдельных феноменов и областей музыкального искусства. Этому способствовало значительное усложнение и расширение музыкальных процессов «большого» Урала, активизация творческого диалога с другими художественными центрами страны, вхождение регионального музыкального сообщества в единое пространство актуальной музыкальной культуры России. В связи с этим возникла насущная потребность серьезного специализированного изучения всех областей музыкального творчества Урала.
Утверждение профессиональных позиций отдельных музыкальных центров в регионе (к ним относятся крупнейшие уральские города — Екатеринбург, Пермь, Уфа, Оренбург, Челябинск, Магнитогорск) стало причиной пристального внимания региональных исследователей к местным
г
23
Глава I. Предпосылки формировании традиции музыкально-театрального искусства на Южном Урале
§ I. Музыкально-театральное искусство в системе художественной культуры Южного Урала
Целый комплекс вопросов: о генетических истоках регионального искусства, своеобразии его исторического пути, особенностях эволюции в Х1Х-ХХ вв. - позволяет понять, какое место в этом процессе занимало музыкальное творчество и, в частности, музыкально-театральное искусство. По замечанию этнографов и историков, культура южно-уральского региона формируется в процессе многоэтапной колонизации, кульминационным эпизодом которой можно считать так называемый «петербургский период» русского заселения земель с конца XVII столетия [50, с. 78-80]. Наиболее значительным фактором культурного развития региона следует считать возникновение такой историко-этнографической общности, в которой сочетание и взаимодействие разных национальных элементов привело к образованию особой, уральской, культуры - сплава разнородных этнических традиций и поликультурного единства [74, с. 51]. В формировании национально-этнического конгломерата Урала участвовали разные народы: русские, финно-угры (мордва, марийцы, удмурты), тюрки (башкиры, татары, чуваши). Их культурные традиции (элементы религиозного мировоззрения, обряды и праздники, фольклор, язык) активно перемешались в ходе исторического взаимодействия и явились причиной рождения неповторимой и уникальной региональной культуры. В процессе дальнейшего освоения региона этот архаический пласт духовного и художественного опыта сохранил значение традиционного, став источником прямого и косвенного «цитирования» в профессиональном искусстве. Разнообразие сюжетных и образных мотивов национальной мифологии, исторические вехи культурной колонизации Урала послужили материалом для создания художественных
произведений в ХХ-ХХ1 вв. Но едва ли не самым мощным стимулом к развитию местных художественных традиций в области музыкального и литературного творчества, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, стал многонациональный фольклор региона — сокровищница народных жанров, лексического богатства, оригинальных выразительных приемов.
Не меньшее значение в формировании традиционного пласта южно-уральской культуры имело и постепенное «складывание <...> трех (а не двух, как на территории остального Урала) социокультурных общностей, базировавшихся на русских народных традициях, но испытавших <...> влияние инонациональных культур»: крестьянства, казачества и горнозаводского населения [50, с. 81]. Самобытность фольклорных традиций каждой из общностей обусловила яркую характерность уральских праздников и обрядов, языковых наречий, мелоса; стала объектом художественного переосмысления в профессиональном искусстве.
Зарождение собственно профессионального художественного творчества на Южном Урале следует отнести к периоду XVIII - начала XIX столетий, когда формируются и достигают расцвета местные школы декоративно-прикладного искусства (промышленных ремесел), составившего мировую славу региона. Однако это суждение справедливо лишь в отношении данного направления и не применимо к области музыкального искусства. Проявление интереса к профессиональным (светским) формам музыкального, театрального и литературного творчества следует связывать с формированием городской культуры в крупных южно-уральских центрах, возникновением местной аристократии - интеллектуальной элиты, ориентированной на европеизированные культурные образцы. Этот процесс активизируется лишь к середине - второй половине XIX в.
Следует отметить, что проникновение элементов профессионального светского искусства в повседневную жизнь уральской провинции первоначально было связано с любительской деятельностью и отражало