Ви є тут

Музыкальная нотация в компьютерном представлении

Автор: 
Трубинов Петр Юрьевич
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2001
Кількість сторінок: 
164
Артикул:
134048
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................4
ГЛАВА 1
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НОТОПЕЧАТАНИЯ..................................................17
1.1. Двойственная природа музыкальной нотации..............................17
1.2. Нотация музыки до изобретения печати..................................23
1.2.1. Пиктографическая нотация..........................................23
1.2.2. Идеографическая нотация...........................................24
1.2.3. Буквенная нотация.................................................25
1.2.4. Невменная нотация.................................................26
1.2.5. Мензуральная нотация..............................................27
1.2.6. Табулатуры........................................................27
1.3. Ранние способы нотной печати..........................................28
1.3.1. Вписывание нот от руки в книжные издания..........................29
1.3.2. Гравировка на дереве (высокая печать).............................29
1.3.3. Печать с помощью набора...........................................30
1.3.4. Гравировка на .металле (глубокая печать)..........................31
1.4. Дальнейшее развитие нотопечатания в XX в..............................32
1.4.1. Штамповка.........................................................33
1.4.2. Пересъёмка........................................................34
1.5. Компьютерные технологии в нотопечатании...............................34
1.6. Различие назначения форматов музыкальных файлов.......................40
1.6.1. Формат MIDI.......................................................41
1.6.2. Формат NIFF.......................................................42
1.6.3. Формат ETF........................................................43
1.6.4. Формат SMDL.......................................................43
1.7. Резюме................................................................44
ГЛАВА 2
КОМПЬЮТЕРНАЯ СИСТЕМА НОТНОЙ ГРАФИКИ ГЛАЗАМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ..........................................................45
2.1. Типы данных и терминология............................................45
2.2. Стилевая разметка.....................................................45
2.3. Тактовый размер (метрические обозначения).............................46
2.4. Затакт................................................................53
2.5. Нотоносцы и их стили..................................................55
2.6. Группы нотоносцев и их стили..........................................63
2.7. Стили абзаца и совмещение стилей......................................64
2.8. Словесные обозначения.................................................65
2.9. Подтекстовка..........................................................67
2.10. Цифры в музыкальной нотации..........................................72
2.11. Ввод нот.............................................................75
2.12. Помощь при вводе.....................................................77
2.13. Триоли...............................................................80
2.14. Ритмические шаблоны..................................................83
2.15. Перемещение по партитуре........................................... 84
2.16. Адресация............................................................86
2.17. Проблема раштра и кегля..............................................86
3
2.18. Извлечение партий.............................................90
2.19. Пропорциональная нотация......................................91
ГЛАВА 3
КОМПЬЮТЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НОТНОЙ ГРАФИКИ: ДАННЫЕ И АЛГОРИТМЫ....................................................93
3.1. Основные закономерности построения нотной графики..............93
3.2. Структуры данных...............................................94
3.2.1. Документ.................................................101
3.2.2. Материал.................................................102
3.2.3. Страница.................................................102
3.2.4. Блок.....................................................103
3.2.5. Раздел...................................................104
3.2.6. Абзац....................................................106
3.2.7. Строка вертикалей........................................106
3.2.8. Вертикаль................................................107
3.2.9. Нотоносец................................................107
3.2.10. Голос...................................................109
3.2.11. Событие.................................................109
3.3. Табуляция.....................................................110
3.4. Шаблоны начала и конца строк..................................111
3.5. Высота звука..................................................115
3.5.1. Высота звука в МГО1......................................115
3.5.2. ЕТБ......................................................118
3.5.3. 122
3.6. Метр и такт...................................................125
3.7. Затакт........................................................125
3.8. Длительность..................................................126
3.9. Вязки.........................................................132
3.10. Штили........................................................132
3.11. Подтекстовка.................................................133
3.12. Ранжир.......................................................134
3.13. Снятие станов................................................136
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................137
ПРИЛОЖЕНИЕ А ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ НОТАЦИИ...............................................139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
СЛОВАРЬ АНГЛИЙСКИХ ТЕРМИНОВ ПО НОТАЦИИ................141
ПРИЛОЖЕНИЕ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕННЫЕ РАШТРЫ.................145
ПРИЛОЖЕНИЕ Г СИМВОЛЫ НОТНОГО НАБОРА...................146
ПРИЛОЖЕНИЕ Д БИБЛИОГРАФИЯ............................................155
15
планируется по возможности преодолеть очевидные недостатки существующих сегодня нотаторов10.
Описанию концепций нового языка посвящена третья глава работы. Это — взгляд изнутри, помогающий понять, какие структуры данных и алгоритмы необходимо реализовать, чтобы программа работала так, как описывается во второй главе. Дня упрощения упоминания конкретно этого разрабатываемого языка при обсуждении в данной работе, ему присвоено рабочее название True Note'
В Приложении А приведён список известных автору программ-нотаторов. Этот список существенно дополняет очень добротный обзор журнала Keyboard за 1994 год [141], а также каталог П. Живайкина [37], упоминающего лишь немногие из существующих программ.
Приложение Б представляет собой глоссарий английских терминов по музыкальной нотации, без знания которых невозможно ориентироваться ни в одной музыкальной компьютерной программе. Этот словарь не достигает такого объёма, как вышедший недавно словарь А. Королёва [47] или другие подобные издания [61], однако он, в отличие от них, специализируется именно на нотной графике, а не на применении компьютера к музыке вообще.
Приложение В содержит информацию о стандартных нотных раш-трах, применяющихся в отечественных и зарубежных нотных изданиях . Каждый рашгр снабжён своим общепринятым названием, метрикой и величинами для задания в программах Score и Finale. Этот список полнее, чем те, которые приводятся в пособиях по нотной графике, поскольку описывает все имеющиеся стандарты. Применение этого приложения важно при разработке нотных шрифтов и установке величин штрихов под конкретные раштры.
В Приложении Г перечислены современные символы нотного набора, использующиеся в программах-нотаторах. Нотные шрифты представляют собой аналоги традиционных пунсонов (пуансонов), поэтому от их рисунка зависит общая эстетика нотного издания. Кроме того, использование такой таблицы важно при принятии решения о визуализации какого-либо объекта музыкальной нотации с помощью шрифта или с помощью графики.
Приложение Д представляет собой библиографический список данной работы, состоящий из 156 наименований (краткий обзор см. выше). Авторы работ в этом приложении набраны полужирным шрифтом, а их
10 Список программ-нотаторов, предоставляемых рынком на сегодняшний день, приводится в Приложении А.
11 По аналогии с форматом векторных шрифтов True Туре, используемых в компьютерных системах и настольном издательстве.
16
названия — курсивом. Принцип выделения названия книг, статей, музыкальных произведений курсивом вместо заключения их в кавычки выдержан но всему тексту работы, кроме тех случаев, когда применение курсива необходимо в иных целях.
Диссертация снабжена рисунками и нотными примерами, иллюстрирующими её положения и необходимыми для понимания обсуждаемых концепций. Все схемы, рисунки и примеры имеют сквозную нумерацию и условно называются «примерами» (пр.)- Значительная часть примеров являются фрагментами нотных изданий, подготовленных автором данной диссертации в процессе практической работы.
Область компьютерных программ-нотаторов динамично развивается. За три года автору пришлось несколько раз заново переписывать некоторые разделы этой работы, так как то, что вначале задумывалось как нечто новое и никем не реализованное, уже через некоторое время появлялось в новых версиях какой-либо из программ. Это — еще одно свидетельство актуальности данной темы и её практической ценности, так как многие идеи, формулируемые в данной работе, уже давно витают в воздухе в поисках своего теоретического и практического воплощения и находят его.