Ви є тут

Теория и практика пения на подобен : на примере гимнографии святителю Николаю

Автор: 
Черкасова Светлана Анатольевна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2007
Артикул:
277987
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа находится в сфере изучения древнерусского певческого искусства. Она поднимает одну из важнейших проблем -пение на подобен, а именно: распевание гимнографических текстов на уже существующий, предварительно заданный образец, который всегда указывается рядом с текстом или группой текстов. Например, Стихиры на Господи воззвах. Подобен Егда от древа или Стихиры на стиховне. Подобен Яко добля.
Эта проблема выросла в самостоятельную исследовательскую тему на основе изучения русской певческой традиции в честь свт. Николая. Мы увидели, что распевы одних стихир в службах свт. Николаю соответствуют своим подобнам, записанным в теоретических руководствах, распевы других стихир представляют новую в сравнении с подобнами певческую интерпретацию. Система пения на подобен предстала как явление многозначное. Возникла необходимость разобраться во всех ее вариантах, особенностях теоретического понимания и практического использования. Так сложился ракурс исследования - изучение пения на подобен во взаимодействии теории и практики.
Гимнография свт. Николаю в контексте нашего исследования представляет особо интересный материал. Она охватывает всю историю отечественного церковно-певческого искусства с момента его зарождения до настоящего времени, впитывает все его закономерности и особенности. В месяцеслове Православной Церкви отмечено шесть праздников свт. Николаю, каждый из которых имеет свою гимнографию. Это огромный комплекс певческих текстов. В целом их философское, поэтическое и музыкальное содержание позволяет рассмотреть все важнейшие вопросы русской церковно-певческой традиции, в том числе пение на подобен.
3
показывает, как складывалась теория системы пения на подобен.
Рассмотрим, прежде всего «Подобннцы» большого состава. В этом виде руководств представлен наиболее широкий круг терминов, потому что в период XV - XVII веков именно это руководство стало своего рода лабораторией, в которой складывался исторический взгляд на систему пения на подобен и ее терминология.
«Подобницы» большого состава показывают, что обозначения «на количество строк», «безстрочен» и «на самогласен» закрепились каждый за определенным подобном. Например, указание «на 5 строк» отличало подобен 2-го гласа Доме Евфрафов, «безстрочном» назывался подобен Егда от древа, песнопение Киими похвальными венцы обозначалось термином «на самогласен»2.
Особенность функционирования названных терминов заключалась в том, что определения «на количество строк» и «безстрочен» переходили из одного руководства в другое не изменяя ни своей принадлежности к тексту, ни своей терминологии. Определения же текстов «на самогласен» могли изменяться в разных списках: или эти тексты оставались без комментариев, или выписывались начальные слова с указанием места песнопения в богослужении.
2 Поскольку в рукописной традиции, как и в научно-исследовательской литературе, не сложилось однозначной записи текста Доме Евфрафов (известны разные формы: Евфрантов, Ефрантов, Ефрафов и др.), мы опирались на традицию записи текста в трудах богословов и в работах музыковедов, специально занимавшихся изучением этого песнопения. Непосредственным примером для нас послужили работы М. Н. Скабаллановича [69]. Кроме того, мы учли форму записи этого подобна в Современной Минее. В результате в основном тексте диссертации подобен обозначается Доме Евфрафов. Однако при цитировании текста мы соблюдаем лексику и особенности написания первоисточника.
То же касается подобна Киими похвальными венцы. В рукописной традиции, как и в научно-исследовательской литературе он имеет обозначения Кыми похвальными венцы, Кими похвальными венцы и принятую нами за образец форму Киими похвальными венцы. Так же как в случае с записью Доме Евфрафов при цитировании первоисточника сохраняется аутентичная запись текста.
15
Приведем несколько списков «Подобниц» с разными вариантами записи песнопений «на самогласен»:
РГБ.Ф. 98. №1159. Сборник певческий (Обиход, Октоих, Триодь, Стихирарь), XVII в.
«на количество строк», «безстрочен» «на самогласен» («на глас»)
Глас 1 Небесным чином на 6 строк Прехвалении на 8 на 9 строк О дивеное чудо на глас
Глас 2 Доме Ефрантов на 5 строк Егда от древа безстрочен на 12 Кими похвалеными на глас Терпяще на глас
Глас 3 Велия креста Твоего Поставиша на глас
Глас 4 Яко добля на 9 строк ины 10 строк Дал ecu знамение на 9 строк Званый свыше на 12 строк Хотех слезами на глас
Глас 5 Радуйся живоносный Преподобие отче богоносе на глас
Глас 6 Всеупование на 12 строк Третий день на 6 строк Неначаемая жития ради на глас Ангелеская предут силы на глас
Глас 7 Не к Тому возбраняемы на глас Днесь бдит Июда на глас
Глас 8 О преславное чудо на 9 строк Господи аще на 8 строк Что вы наречем на 8 строк Мученицы Твои на глас Иже во Едеме Рай древле на глас Мученицы Господени на глас
РГБ. Ф. 2 Сборник церков 163 09. № 665. ных песнопений, 4 г.
«на количество строк», «безстрочен» «на самогласен» («на глас»)
Глас 1 Небесным чином на 6 строк Преславное на 9 строк О дивное чудо писано августа в 15 день
Глас 2 Егда от древа Доме Ефрантов на 5 строк Кими похвальными писан июня в 29 день. Терпяще мучения марта в 9
16