Ви є тут

Чтение Корана в традиционной татаро-мусульманской культуре диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02

Автор: 
Сайфуллина Гузель Рустемовна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
1997
Артикул:
279082
179 грн
Додати в кошик

Вміст

1
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа написана в период, когда, впервые после многих десятилетий тоталитарного режима, открылась возможность объективного изучения, может быть, наиболее скрытой или до сих пор превратно трактуемой области духовного наследия татарского народа, а именно, - его религиозных представлений, а также связанных с последними важнейших художественных традиций.
Любой вклад в изучение мусульманских основ татарской культуры актуален сегодня, ибо способствует верному пониманию закономерностей национальной истории, культуры, а также пониманию ее места в системе мировой художественной культуры.
Предлагаемое исследование - шаг на этом пути, ибо впервые поднимает проблематику мусульманских эстетических канонов применительно к татарской музыкально-поэтической культуре.
Новизна исследования определяется следующим:
1. Самой постановкой вопроса, подразумевающей изучение конкретного явления в контексте традиционной культуры, одним из важнейших слагаемых которой явился ислам - как система, организующая все основы духовной и практической жизни народа.
2. Подобный подход потребовал введения термина, в работах разного профиля давно подразумевавшегося, но практически не использовавшегося, а именно - “традиционной татаро-мусульманской культуры”. Оставляя более подробное раскрытие этого термина для дальнейшего рассмотрения, отметим лишь, что “стержнем” его должно стать понимание того, что ислам - начиная с раннего средневековья и вплоть до начала XX века - оставался важнейшим элементом и фактором влияния на формирование этнического самосознания татарского народа и направленности развития татарской культуры.
3. Рассмотрение традиции чтения Корана (как и других явлений татарской культуры) в этой плоскости позволит расширить существующие на сегодня представления о географических пространствах исламского мира, из которых - по разным причинам - культура волжских татар была исключена.
4. Традиция чтения Корана рассматривается как феномен, имеющий двоякую сущность: религиозный акт, заключающийся в воспроизведении
канонизированного священного Слова, и акт индивидуальной творческой (в первую очередь музыкальной) фантазии. Изучение этого явления и его специфики в условиях конкретной этно-региональной культуры также обладает новизной по отношению к сложившейся (преимущественно в зарубежной литературе) традиции, рассматривающей главным образом общие, универсальные закономерности этого явления.
5. Поставленные задачи обусловили принципиальную новизну привлеченного материала - собранных в экспедициях образцах чтения Корана в народном бытовании этой традиции, а также ряда образцов речитации профессиональными чтецами зарубежного Востока. (Экспедиционные материалы преимущественно представлены записями 1991, 1994, 1995 годов в Балтасинском, Аксубаевском, Чистопольском и Нурлат-Октябрьском районах Татарстана).
6. Исследование подобного рода ставит перед автором ряд задач, связанных с необходимостью рассмотрения в едином комплексе проблем
2
исламоведения, музыковедения, истории, что в конечном итоге определяет его содержание как музыкально-культурологического.
7. Содержательная новизна настоящей работы связана также с широтой привлекаемой литературы, помимо известных музыковедческих и востоковедческих работ включающей ряд малодоступных русскоязычному читателю зарубежных исследований, а также религиозную литературу (помимо самого Корана^ хадисы, комментарии и трактаты богословов).
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ поставленной проблемы всегда была связана со следующими направлениями научной мысли:
- изучением собственно священной книги (так называемая коранистика);
- изучением музыкально-поэтических традиций народов исламского Востока, в данном случае - волжских татар.
В работах каждого из обозначенных направлений степень внимания к интересующему нас вопросу зависит от подхода авторов к традиции чтения Корана
а) как к основополагающему элементу установленного религиозного ритуала, исключающему активное участие индивидуального творческого начала (прежде всего музыкального);
б) как к опирающемуся на религиозную традицию феномену устной культуры и, в связи с этим, отражающему индивидуальные особенности (национальные, региональные) речитации 1в том или ином случае.
Первая позиция, доминирующая в существующей литературе по сей день, представлена в богословских трудах и комментариях. Появление их неразрывно связано с развитием мысли о Коране и может быть отнесено к VIII - IX вв.
Помимо самой священной книги и хадисов, упоминающих о нормах чтения, можно назвать многие труды мыслителей ислама, обращавшихся к обсуждению принятого религиозного ритуала, связанного с Кораном. Как правило, основные темы для их авторов - это появление Корана ( его “несотворенность”), его “неподражаемость”, содержание, комментарии к отдельным сурам, имена Корана и т. д. В то же время, подчеркивая значение и статус божественного Слова, данного в Коране, они уделяют особое внимание его проявлению - в графическом начертании, либо в произнесении.
Таким образом, вопрос “озвучивания” коранического текста - с точки зрения правильности произнесения, его приуроченности к тому или иному моменту, - выдвигается в число наиважнейших. Приводимые же характеристики мастерства чтецов, эмоционального влияния речитации на слушателей показывают - осознанное или неосознанное - внимание к эстетической ценности этого ритуала, правда, еще не связываемой с его музыкальной стороной.
Среди известных сегодня средневековых авторов, затрагивающих традицию чтения Корана с этой точки зрения, можно назвать Абу Хамида
1 В литературе встречается разное транскрибирование слова «речитация» (рецитация), происходящего от латинского «геЫ1аге» - «читать вслух, декламировать». В диссертации будет использоваться термин «речитация», согласно установившейся музыковедческой традиции , относящийся, в частности, и к чтению нараспев духовных текстов. См., например, Музыкальный энциклопедический словарь, М., 1989 (понятие «Псалмодия» и др.), монографию И.Р.Еолян «Традиционная музыка арабского Востока», М., 1990.
12
представителями Востока (подчеркнем, мусульманского Востока)35, то постепенно, после XVII века , и особенно, в XX веке это значение нивелируется, и европейское (западное) начало начинает играть все более доминирующую роль. Подтверждение тому находим как в самой профессиональной татарской культуре (в содержании и особенностях структуры), в изменениях в самосознании татар, так и во “взгляде со стороны”, отразившемся в многообразной литературе XX столетия. Показательны, например, зарубежные культурологические обзоры по миру ислама, где информация о культуре татар-мусульман практически отсутствует.36
Согласно традиционной периодизации, отражающей главные вехи истории татарского народа, ее принято разделять на следующие крупные периоды:
- булгарский (период образования тюркоязычной народностью булгар независимого государства между Волгой и Камой, IX - ХИвв.);
- золотоордынский (н. XIII - XIV), по существу являющийся завершающим периодом в существовании Волжской Булгарии. Г.Давлетшин в своей монографии пишет о трех этапах в истории этого государства: раннебулгарском (VIII- первая четверть X в.), домонгольском (вторая четверть X - начало XIII в.), и золотоордынского ( 1236 - XIV )37;
- период Казанского ханства (XV - сер. XVI в.);
- сер. XVI - XIX в. - период существования в составе Российской империи; .
- XX в. - период, начало которого обозначено значительными переменами, принесенными буржуазной революцией 1905 года и затем, еще больше повлиявшей на судьбы народа, революцией 1917 года.
Важно отметить, однако, что при избранном нами аспекте . -рассмотрения исторического пути татарского народа в связи с воздействием ислама - оказывается, что главные события, обозначившие рубежи каждого из новых исторических периодов и сыгравшие важнейшую роль в истории, а также в повседневной жизни народа, при всей своей значимости имели неравноценные последствия для развития культуры.
Кажется поэтому правомерным использование иной, несколько укрупненной периодизации, опирающейся не только на логику смены исторических событий (как формирование и падение того или иного государства), но роли ислама в нем и, соответственно, его связей с мировой исламской цивилизацией.
Именно по этому пути пошел Р. Амирханов в освещении роли ислама как идеологии: “В историческом плане, - пишет исследователь, - влияние и место ислама в более, чем 1000-летнем историческом пути татарского народа, в его духовной жизни можно было бы разделить на три крупных периода. Первый из них заключает в себе столетия развития предков современных татар - волжско-камских булгар в условиях самостоятельной государственности при официальном статусе в них ислама как государственной религии и идеологии. Это X -XVI столетия, т.е. эпоха
35 О чем писали как европейские, так и восточные авторы - Ибн Русте, Г.Ибрагимов, В.Бартольд, М.Худяков и др. На рубеже XII -XIII вв. во время своего путешествия Рубрук писал: “...Булгары - самые злейшие сарацины, крепче державшиеся закона Магометова, чем кто-нибудь другой...” - Путешествие в восточные страны Плано Карпини и Рубрука. История монголов. Гильом де Рубрук. Путешествие в восточные страны. М., 1957.
36 Упомянутый выше Атлас культуры ислама (1986); издание “The World of Islam” и др.
37 Давлетшин Г. Указ. изд. С.6.
13
Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства (до его падения в середине XVI в.).”38
Второй период, по мнению исследователя, начинается “после завевания и других татарских ханств во второй половине XVI в., когда “русское самодержавие, православная церковь разворачивают беспощадную борьбу против мусульманства, направленную на искоренение ислама...” В этих условиях, - отмечает Р. Амирханов, - “ислам для тюрко-мусульман остается главной идейной опорой сохранения своей исторической и духовной самобытности...” Наконец, на третьем этапе, - пишет автор статьи, -охватывающем период с рубежа XVIII - XIX до большевистской революции 1917 года, ислам выступает в качестве идейного знамени национального возрождения и прогресса... Период консервации традиционного уклада жизни постепенно уступает место переосмыслению духовных ценностей с точки зрения неизбежности прогрессивных преобразований в жизни мусульман, необходимых для преодоления отсталости и застоя”39.
Применительно к истории татарской духовной культуры предложенная Р. Амирхановам периодизация может быть прокомментирована и дополнена следующим образом:
I период - принятия ислама и обретения этой религией статуса государственной. Формирование традиционной татаро-мусульманской культуры и развитие в русле общемусульманской мировой культуры.
II период - с середины X VI - XIX - сохранение и консервация традиционного образа жизни и типологических черт культуры как традиционной мусульманской.
III период, обозначенный наступлением XX столетия. Разрушение основ традиционной мусульманской культуры. Формирование культуры нового типа, на основе активного воздействия европейской культуры.
Как ни странно, самые ранние страницы татарской истории принадлежат к числу самых изученных. Благодаря усилиям историков, археологов, искусствоведов, благодаря сохранившимся запискам путешественников и разноязычным средневековым летописям сегодня можно начертить достаточно точный “портрет” первого государства - Волжско-Камской Булгарии - и его населения.
Сегодня этот период в истории татарского народа воспринимается как один из наиболее ярких периодов в его развитии, как время, обозначенное значительными и быстрыми успехами в самых разных направлениях. Период булгарской независимости служил и продолжает служить своего рода критерием духовной свободы, успешного развития культуры. Тема продолжения булгарских традиций пронизывает всю литературу о последующих столетиях, вплоть до сегодняшнего дня. Обобщая данные Ш.Марджани, А. Смирнова, А. Халикова, Е. Халиковой, Г. Давлетшина и других авторов, можно сказать, что это было высоко развитое по своему времени государство, с развитой системой экономических отношений, активной международной торговлей, градостроительством, самобытной культурой. О мощи Булгарии знали соседи по неоднократным попыткам завоевать страну, по ответным походам самих булгар. Известно, что еще до прихода ислама булгары имели свою руническую письменность. Ремесла булгарские славились далеко за пределами Волго-Камья. “Уже в период
38 Амирханов P.M. Ислам и национальная идеология татарского народа. - Исламо-христианское пограничье... С.23.
39 Там же. С. 26.