Ви є тут

История фортепианной культуры Южной Кореи

Автор: 
Пак Кён Хва
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2007
Артикул:
172663
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................3
Глава I. Становление материальной базы фортепианной культуры Южной Кореи в послевоенный период.............................28
1. Историческая и экономическая обстановка в Южной Корее
в послевоенный период.......................................28
2. Производство и распространение фортепиано в Южной Корее...31 Глава II. Сравнительный анализ систем музыкально-образовательной подготовки пианистов в западных странах и в Южной Корее.......51
1. Германия и Австрия.........................................53
2. Россия.....................................................67
• Музыка в общеобразовательной школе.....................67
• Детские музыкальные школы..............................67
• Музыкальные училища....................................72
• Консерватории и институты искусств.....................74
3. Соединенные Штаты Америки..................................79
4. Южная Корея................................................93
• Музыка в общеобразовательных школах....................93
• Музыкальные хагвоны....................................95
• Учебные пособия в хагвонах............................100
• Средние школы искусств................................112
• Старшие школы искусств................................114
• Колледжи и университеты...............................116
5. Сравнительный анализ систем музыкального образования
в разных странах...........................................121
Глава III. Фортепианная культура Южной Кореи в послевоенный период.... 134
1. Музыкальная жизнь Южной Кореи в послевоенный период 134
2. Поколения корейских пианистов и педагогов.................144
Глава IV. Общая характеристика фортепианной культуры Южной Кореи на современном этапе............................................. 180
1. Корейские фортепианные конкурсы...........................180
2. Фортепианная музыка современных корейских композиторов 185
3. Современные корейские концертирующие пианисты.............196
4. Обзор корейской методической литературы...................205
5. Влияние иностранных фортепианных школ на корейскую фортепианную школу...........................................223
Заключение.........................................................233
Использованная литература..........................................236
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успехи корейской фортепианной школы, демонстрируемые корейскими пианистами в последние десятилетия, давно уже стали очевидными для всех. Все большее количество молодых корейских пианистов становятся лауреатами самых престижных и трудных международных конкурсов; пианисты среднего поколения завоевывают мировую эстраду, выступая на лучших площадках и в лучших залах. Очень многие молодые корейские пианисты едут учиться за границу, но наряду с этим многие из получающих известность молодых пианистов учились в самой Корее. Количество музыкально-образовательных учреждений в Южной Корее и уровень квалификации корейских фортепианных педагогов неуклонно растут. Все эти объективные признаки говорят о том, что корейская фортепианная культура интенсивно развивается и становится все более самостоятельной. Однако существующие научные представления об истории корейской фортепианной культуры и о ее современном состоянии явно недостаточны. Достаточно часто мы встречаемся с ее оценкой «по инерции», судя по ситуации вчерашнего дня. Необходим серьезный научный анализ процессов, лежащих в основе развития корейской фортепианной культуры, и достоверная объективная характеристика ее современного состояния. Однако обобщающее исследование истории корейской фортепианной культуры ни в Корее, ни в России, ни в каких-либо иных странах пока еще не сделано. Этим обосновывается актуальность темы настоящей диссертации.
Постановка проблемы. Прежде всего уточним, что имеется в виду под историей фортепианной культуры.
Напрашивается констатация: история фортепианной культуры прежде всего - это люди: учителя фортепианной игры и их ученики, ученики учеников; это передача традиций обучения и фортепианного мастерства изустно, непосредственно от учителя к ученику, а нередко - и от одного ученика к другому. Это бесспорно, и все это действительно является сердцевиной содержания фортепианной культуры. Однако вся история фортепианной культуры отнюдь не сводится к этому, а представляет собою очень сложный процесс экономической, социополитической, общественной и культурной жизни страны, в котором одновременно взаимодействуют сотни самых разных составляющих. Не ставя задачей определить здесь все, выделим лишь важнейшие.
История фортепианной культуры обусловлена событиями общей истории государства: на историю фортепианной культуры оказывают самое серьезное воздействие такие крупные события общей истории государства, как мир, война, раздел страны, экономический спад или подъем, свобода передвижения из страны в страну и т. п., что в полной мере можно видеть на примере Кореи.
История фортепианной культуры тесно связана с экономикой государства. Для нормального развития фортепианной культуры необходима
25
характеристика этого процесса. Русскоязычные работы из данной группы содержат для этого необходимый и достаточный для наших целей материал.
Еще одной группой работ, имеющих отношение к теме исследования, являются книги и статьи по истории культуры Кореи - как традиционной культуры, так и культуры более нового времени58. Эта группа работ имеет к теме нашего исследования косвенное отношение, но по-своему важна, поскольку позволяет обрисовать и состояние традиционной корейской культуры к моменту зарождения фортепианной культуры, и общекультурный фон, на котором протекало развитие фортепианной культуры в конце 19-го -20-м веках.
Теоретической основой диссертации в области пианизма и теоретического музыкознания являются труды известных российских и зарубежных авторов по истории и теории пианизма (Г. М. Когана, Л. А. Баренбойма, Г. Г. Нейгауза, Я. И. Мильштейна, С. М. Мальцева и др.), а также теоретический работы по музыкальному анализу российских ученых (Л. А. Мазеля, В. Цукксрмана и др.)
Научная новизна:
(1) главным фактом новизны нужно считать то, что диссертация является первым в Корее, в России и в мировом музыкознании обобщающим и многоаспектным исследованием истории фортепианной культуры Южной Кореи;
(2) впервые в музыкознании сделан обзор корейскоязычной переводной и оригинальной методической литературы по обучению игре на фортепиано;
(3) впервые в музыкознании проанализирована статистика производства фортепиано на фабриках Южной Кореи и реализации продукции на внутрикорейском рынке, а результаты анализа обобщены в виде графиков;
(4) впервые в российском музыкознании приведены «генеалогические деревья» передачи традиций от учителя к ученику у крупнейших представителей корейской национальной фортепианной школы;
(5) впервые в корейском и мировом музыкознании показано и конкретизировано на «генеалогических деревьях» влияние важнейших иностранных национальных фортепианных школ на корейскую;
(6) впервые проведено сопоставление и сравнительный анализ национальных систем подготовки пианистов в ФРГ, Австрии, России, США и Южной Корее.
Практическая значимость исследования
Диссертация может быть использована в учебных курсах по истории и теории фортепианного искусства, в курсе методики обучения игре на фортепиано, а также в разного рода культурологических исследованиях. Апробация результатов
58 СинХёнСик Корейская традиционная культура и корейское историческое
сознание ['«Й^ Сеул, 2001; Воробьев М. В. Очерки культуры
Кореи. СПб., 2002; ТроцевичА. Ф. Литература КНДР и традиционная культура// Вопросы истории Кореи. СПб., 2001.
26
Диссертация обсуждалась на кафедре музыкальной критики Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова; на аспирантских семинарах курса истории, теории и методики фортепианного искусства Санкт-Петербургской консерватории; результаты исследования опубликованы в ряде научных изданий на корейском и русском языках.
Содержание диссертации.
Поскольку задачей исследования, как было указано выше, является охват характеризуемого предмета по возможности с разных сторон, один лишь хронологический принцип изложения фактологии для этого оказывается не пригоден. Для этого приходится прибегать к «полифонии» в изложении - то есть иногда отступать от принципа хронологии и возвращаться назад или забегать вперед при освещении каких-либо сторон характеризуемого сложного явления и компенсировать эти отклонения потом в выводах. Этот литературный прием характеристики можно усмотреть уже в самом оглавлении и соотношении разделов диссертации.
Диссертация состоит из четырех глав.
В первой главе анализируются исторические условия и экономические и материальные предпосылки, в силу которых стал возможен интенсивный взлет корейской материальной культуры, который имел место в последние десятилетия. В первом разделе охарактеризована историческая ситуация в Корее, приведшая к расколу Кореи, и экономическая ситуация в Южной Корее в послевоенный период. Во втором разделе впервые в корейской и русской литературе дан очерк развития в Южной Корее материальной основы фортепианной культуры - производства инструментов.
Вторая глава посвящена сравнительному анализу систем музыкального образования в западных странах и в Южной Корее. Поскольку структура корейского музыкального образования не оригинальна, а заимствована, и, согласно плану реформы образования, в Южной Корее была принята за основу американская модель системы образования, то, прежде чем анализировать корейскую систему музыкального образования, имеет смысл сначала рассмотреть, как строится и осуществляется процесс обучения пианистов в музыкальных школах и на музыкальных факультетах передовых стран мира, чтобы потом оценить разные системы музыкального образования пианистов в сравнении. В главе даются характеристики систем музыкального образования ФРГ и Австрии, России, США, Южной Кореи. Каждой из характеризуемых систем музыкального образования отведен отдельный раздел третьей главы. В каждом таком разделе сначала кратко характеризуется национальная система музыкального воспитания в общеобразовательной школе, а затем дается характеристика системы музыкального образования, ориентированная на подготовку профессионалов. Последний раздел третьей главы посвящен сравнению охарактеризованных ранее отдельных национальных систем.
В третьей главе главе, имеющей название «Фортепианная культура Южной Кореи в послевоенный период», характеризуется современное