ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................. 2
Глава 1. История личной библиотеки Чайковского.
1. Формирование собрания............................................... .34
2. Состав и современное состояние библиотеки Чайковского. Характеристика владельческого пользования..............................................53
Глава 2. Библиотека Чайковского и его творческая работа
1. Типы маргиналий и стадии творческого процесса композитора..............79
2. Формирование сюжета и текста либрепго оперы «Орлеанская дева» .........87
3. Работа композитора в изданиях текстов собственных сочинений...........100
Глава 3. Диалоги Чайковского в зеркале его библиотеки........................111
1. Чайковский в диалог е с текстом Библии и философскими трактатами Л.Н.Толсгого и А.Шопенгауэра.........................................-.113
2. Чайковский и английская культура......................................127
3. Штрихи диалога-общения Чайковского с творчеством М.И.Глинки, Н.А.Римского-Корсакова, Э.Грига ..................................-....136
4. Дирижерские партитуры Чайковского: диалоги-интерпретации..............156
Заключение..................................................................163
Иллюстрации.................................................................167
Список источников............................................................185
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Библиотека Чайковского в Государственном Доме-музее
П.И. Чайковского. Аннотированный каталог ................................. 213
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Список нотных изданий, принадлежавших П.И.Чайковскому,
находящихся в библиотекеМ.И.Чайковского .....................................373
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Список изданий, принадлежавших П.И.Чайковскому и переданных
М.И. Чайковским в библиотеку Московской консерватории........................375
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Список изданий из библиотеки П.И. Чайковского,утраченных
до 1923 г. ..................-...................................-.........-.376
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. Список изданий, хранящихся в составе библиотеки М.И. Чайковского, предположительно принадлежавших родителям и
П.И. Чайковскому............-.-..........-...................................377
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. Дирижерский репертуар П.И. Чайковского и сохранившиеся дирижерские клавиры и партитуры ....-....................-...................382
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Процесс переосмысления наследия русской музыкальной культуры в свете новых исторических реалий -отличительная черта современной отечественной науки о музыке. Открываются новые документальные источники, возвращаются забытые композиторские имена, музыкальные произведениями. Существенно изменяются методологические подходы в анализе музыкально-исторического процесса, наблюдается стремление к максимальной объективности концепций. Возникла необходимость в существенном обновлении и расширении эмпирических основ исследований. Пересматриваются содержание, смыслы, эстетические оценки самых разных по масштабу явлений: отдельных фактов, событий, музыкальных произведений, собственно композиторского творчества, исполнительства. В связи с этим, стали актуальны и востребованы исследования, основанные на документальных источниках, позволяющих научно беспристрастно интерпретировать и достоверно воссоздавать многие страницы как в истории страны, так и в истории ее музыкальной культуры.
В отечественном музыкознании, как и в других отраслях исторических знаний1 до 1970-х годов, сложилась ситуация, когда по идеологическим соображениям «ведущим методом» было «выискивание документов, подтверждающих желаемую трактовку», что нередко приводило к довольствованию единичными источниками, «порождало неправду и предубеждения» (231, с.355). В музыкознании тогда также наметилась потребность в новых источниках и их научном освоении. Сложившаяся ситуация была проанализирована в научной дискуссии «Вечно живое движущееся явление», которая состоялась в редакции журнала «Советская музыка» и была опубликована в нем же в 1980 году
1 Как писала И.Ф.Петровская: «...нет принципиально разницы в методах и приемах »пучения любой
музыкальной культуры и других областей человеческого бытия» (231, с.353).
37
• Сказки французской романистки Э.-Ш.Гизо и канонника Н.Шмита, известного немецкого ученого (contes de M-me Guizot et de chanoine Schmitt);
• «Знаменитые дети» или «Знаменитые дети или история детей всех веков и всех стран, которые обессмертили себя» М.Массопа (Les enfants célèbres, Michel Masson). Из этой книги будущий композитор впервые узнал историю Жанны д’ Арк, которая спала в зрелые годы героиней его оперы «Орлеанская дева»;
• Иллюстрированная книга по естественной истории знаменитого в то время натуралиста, члена Французской академии наук Ж.-Л. 1рафа де Бюффона (Buffon - édition en petits volumes illustrés).
• Атлас А.Мейсас и Ш.Мишло (Meissas et Michelot), авторов большого количества научно-популярных трудов3.
Из этого списка следует, что с самого раннего детства Чайковский был приобщен к самым разным отраслям знаний, причем в трудах самых современных на тот момент авторов4.
В семье Чайковских в период их жизни в Воткинске и Алапаевске, совпавшем с детством будущего композитора, безусловно, имелись и нотные
3 Однако, не известно, пользовалась ли семья Чайковских изданиями этих сочинений и трудов из состава библиотеки завода, или имела свои собственные. Так, Чайковский, учась уже в Училище Правоведения, в письме из Петербурга I февраля 1851 гола просит мать А. А. Чайковскую прислать ему некоторые книги. Видимо, именно они были частью собственной семейной библиотеки, причем среди них упоминается книга А.Тастю «Материнское воспитание», которая значилась в списках и библиотеки Боткинского завода. Будущий композитор писал: «Милая и добрая Мамашенька! У меня просьба к вам. Пришлите мне книги, т.с. Материнское воспитание, затем моих маленьких музыкантов и Ермака, которого я не дочитал»3. Об изданиях, которые уже тогда принадлежали лично Чайковскому, среди которых была и книга о Ермаке, он упоминал годом ранее в письме из Алапаевска своей воспитательнице Ф. Дюрбах: «’’Путешествие вокруг света” и “История Ермака” - мое чтение, первое это подарок, который мне сделала моя воспитательница, второе - на память о нашем экзамене во время рождественских праздников» (3 ! 8, с. 2Ï).
Эту любознательность и широкий кругозор композитор сохранил до конца своих дней. Будучи взрослым человеком, он продолжал всем интересоваться, стремился понять различные явления. И.А. Клименко, друг Чайковского, вспоминал случай, произошедший на вечере с профессором Н.В.Бугаевым, тогда молодым математиком: Г.А.Ларош попросил его объяснить ему, что такое интеграл и дифференциал. Далее Клименко описывает сцену, при хоторой Ларош очень скоро покинул свое место со словами: «Нет, я должно быть совсем идиот! Я решительно нечего не понимаю!» Чайковский же остался, дослушал до конца, в силу своей природной деликатности, но в конце грустным тоном воскликнул:Тосподи! неужели есть на свете люди, которые действительно это понимают?» (76, с. 11).
38
издания. Точных сведений о них не обнаружено, но известно о музыке, которую исполняли в семье, например, романсы А.А.Алябьева,. Так, мать композитора A.A. Чайковская (урожд.Ассьс), накануне своего замужества, 29 мая 1833 г. писала будущему супругу И.П.Чайковскому о своем разговоре с его двоюродным братом П.И.Евреиновым: «...Между прочим, говорил он, что Вы очень часто поете романс “Кольцо души девицы...”5. Я также очень часто его пою и вспоминаю про свое, которое на Вашей руке!» (202, с.40). А в 1852 г. двенадцатилетний Чайковский писал своим родителям: «Недавно я играл в Училище [Правоведения - A.A.] на рояле. Я начал играть «Соловья» и вдруг вспомнил, как играл эту пьесу раньше. Ужасная грусть овладела мною, то я вспоминал, как играл ее в Алапаевске вечером, и Вы слушали, то, как играл ее 4 года тому назад в С.-Петербурге с моим учителем г. Филипповым, то вспомнил, как Вы пели эту вещь со мной вместе, одним словом, вспомнил, что это всегда была Ваша любимая вещь» (318, с.48).
Чайковский в авгобио1рафической заметке 1889 года вспоминал, как играл в детстве «все возможные модные вещицы, как например "Безумец" (Le Fou) Кальбреннера» (214, с.304). М.И.Чайковский в своей биографии брата упоминает об исполнении Чайковским в воткинских домашних концертах мазурок Ф.Шонена (306, с.42). Сейчас нельзя установить были ли это нотные тексты, которыми пользовались в семье Чайковских печатными изданиями или рукописными копиями, но, по крайней мере, в распоряжении семьи в 1840-1850-х годах были сочинения А.А.Алябьева, Ф. Шопена и Ф.-В.Кальбреннера, композиторов, творивших, практически, в то же время. То есть и в сфере музыки Чайковский с детства был ориентирован на современных авторов.
Воспитанная с детства потребность знать, постигать и реагировать на все, что появлялось в печати, способствовала тому, что у Чайковского осталось на всю жизнь стремление постоянно быть в курсе всего, что
i Романс Л.Л.Алябьева на стихи В.А.Жуковского.
- Київ+380960830922