Оглавление
Введение........................................
Глава I. Художественные тенденции культуры XIX и XX веков: на пути к джазу............................
§1. Формирование амбивалентных ценностных установок в европейской культуре XIX - начала XX веков.........
§ 2. Массовая культура: изменение художественной парадигмы............................................
§ 3. Утверждение артистических ценностей в европейской культуре XX века.....................................
§ 4. Американский континент: встречные шаги культуры на пути к джазу......................................
Глава II. Эстетика самовыражения джазового искусства в практике культуры........................
§ 1. Эстетика джаза: pro ct contra...................
§ 2. Идеал свободы. Социум, культура и личность......
§3. Зрелищность джазовых выступлений.................
§ 4. Идеал человеческого единения и дионисийские идолы
гетто................................................
Глава III. Артистический дух импровизации и композиции в джазе...................................
§ 1. Импровизационность джаза: диалог со слушателем и диалог с культурой...................................
§ 2. Сценическая природа джазовых композиций.........
Глава IV. Эстетическая парадигма джаза в процессах
жанро- и стилеобразования........................................ 229
§ 1. «Качание» между жанром и стилем............................. 131
§ 2. От жанра к стилю. Жанры-предшественники....... 137
§ 3. От жанра к стилю. Жанры-источники........................... 149
§ 4. Свинг как жанровая и стилевая категория..................... 173
Заключение....................................................... 194
Список видео- и аудиопримеров.................................... 200
Библиографический список......................................... 204
3
сценичность и «обиходность» (полу-ритуальное общение со слушателями как непосредственными участниками действа), профессиональное мастерство исполнения н малохудожественное содержание и так далее. Не случайно оценочные суждения о новых массовых формах культуры были крайне противоречивы.
Вопрос о характере соотношения джаза и массовой культуры сегодня становится все более спорным. Здесь, до начала исследования, важно оговорить, что развлекательно-преподносимая, сценическая природа массовой культуры, ее направленность на непосредственный, снимающий всякие условности контакт со слушателем, безусловно, запечатлелась в генезисе джаза. Другое дело, что джаз устойчиво, на протяжении всей биографии, удерживал еще одну черту своего искусства - стремление к новому, нетерпимость к шаблонам и всякого рода застывшим канонам. Именно эта черта будет способствовать ответвлению джаза от более шаблонных форм массовой музыкальной культуры (поп-, рок-музыка), сближая его во второй половине XX века с авангардистскими, модернистскими устремлениями академического (в большей степени -элитарного!) искусства.
В вопросе о соотношении массовой культуры и джаза важным представляется следующий постулат диссертационного исследования: искусство джаза родилось и получило такое широкое распространение в мире благодаря тому, что оно уже было ожидаемо до своего рождения. Культурные процессы, которые происходили в Европе, не отдельными и локальными своими проявлениями, но масштабными устремлениями, формировали устойчивые ожидания нового искусства - искусства развлечения, массового, преимущественно городского. В Америку европейское искусство попало также вместе с этими ожиданиями. И там эти ожидания, в отсутствии многовековых академических традиций, оказались еще более интенсивными. Что касается художественных процессов культуры огромного африканского континента, то в разговоре о происхождении джаза
21
мы. очевидно, можем говорить не столько о каких-либо общих и устойчивых тенденциях культуры темнокожего населения Африки, сказавшихся потом в художественной жизни Америки, сколько о сохранившемся в памяти их поколении особом мирочувствии. Весь период своего трехсотлетисго (до XX века) пребывания на американском континенте афроамериканцы хранили конкретную интонационную природу своих песнопений, активно воспроизводили обрядовый коллективно-импровизационный характер их исполнения, а также устойчивую традицию музицирования, сопровождающегося ритмизованными движениями.
Другим понятием, требующим исходного прояснения, является, как это ни парадоксально, понятие «эстетического». Вопреки многочисленным утверждениям по поводу «новой эстетики» джаза, вопреки эпатажным эстетическим декларациям XX века, отрицающим прежние ценности, внимание в работе акцентируется на исходных постулатах, идущих от классической эстетики. Но речь идет не об оценке джаза с позиций «гегелевских» критериев (в данном случае можно было бы вновь говорить о несоответствии исследования материалу), а об устоявшихся принципах формирования эстетических оценок, которые не должны быть своевольно изобретаемы в каждом новом исследовании. Опора не на критерии, но на принципы их формирования потребовалась для обнаружения в джазе эстетически-типологических качеств, относящихся к проявлению глубинных мирочувственных пластов искусства, а не его внешне изменчивых форм.
Терминологической проясненности в работе о джазе потребовали и устойчивые в музыкознании понятия «стиль» и «жанр», нерегламентировано и, зачастую, интуитивно употребляемые в джазоведении. Настоящее исследование исходит из общетеоретических, устоявшихся характеристик этих терминов, преследуя при этом не терминологические, а методологические цели. В связи с исполнительской, артистической природой джаза особую актуальность приобретает дифференциация жанров на «преподносимые» и «обиходные» (Г. Бессслер, А. Сохор), «первичные» и
22
- Київ+380960830922