Ви є тут

Теория и практика темперации в музыкально-теоретическом наследии Андреаса Веркмайстера

Автор: 
Исупова Татьяна Семеновна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
269
Артикул:
133701
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...................................................3
ГЛАВА / АНДРЕАС ВЕРКМАЙСТЕР И ЕГО ВРЕМЯ...................19
ГЛАВА 2 МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ АНДРЕАСА ВЕРКМАЙСТЕРА
§1.0 делении монохорда..........................68
§ 2. Систематизация пропорций...................80
§ 3. Числа и логика гармонии....................87
§ 4. Ratio & Sensus в теории и практике
темперации звукоряда.......................... 112
ГЛАВА 3 ТЕМПЕРАЦИЯ И ЛАДОВОЕ МЫШЛЕНИЕ
(К ПРОБЛЕМЕ ЛАДОАКУСТИЧЕСКИХ КОРРЕЛЯЦИЙ)
§ 1. Строй и темперация: общее и особенное.....120
§ 2. Акустическая обусловленность «древних» модусов 132
§ 3. Темперации Андреаса Веркмайстера..........159
§ 4. Акустическая предопределённость
«современных» модусов.......................... 179
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................191
ИСТОЧНИКИ................................................197
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................207
ПРИЛОЖЕНИЕ...............................................224
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Стремление найти и объяснить закономерное единство в структурной организации звуковысотных систем существует, по крайней мере, уже более трёх тысячелетий. Об этом свидетельствуют многочисленные культурные памятники. В настоящее время в связи с появлением целого ряда трудов по культурам различного исторического типа резко актуальной становится проблема выявления общего и особенного в структурной организации музыкального материала. Решение этой проблемы необходимо для осмысления художественного мышления различных эпох и народов как целостного процесса. Поскольку «каждая ладофункциональная организация для иаилучшего проявления своих особенностей требует соответствующего “акустического оформления”»1, важной становится проблема ладоакустических корреляций.
В музыкознании существует ряд трудов, где в гой или иной мере представлены аспекты структурной организации звуковысотных систем разных эпох и народностей. Список литературы по данной проблематике может составить отдельный том. Однако взаимосвязь акустических и собственно музыкальных параметров смысловых единиц музыкального мышления2 остаётся не до конца выясненной, и она нередко оказывается вне внимания исследователей. Одним из проявлений зависимости акустических форм от эволюционных музыкальных процессов является возникновение различных темпераций. С этой точки зрения они дают важный материал для познания взаимоотношений ладовых и акустических форм. Особую помощь в этом деле может оказать изучение исторических свидетельств, прямо или косвенно освещающих указанную проблему.
Изучение теоретического фундамента, фиксирующего логику музыкального мышления своего времени, является непременным условием
1 Герцман Е.В. К вопросу о древней музыкальной символике // Советская музыка. 1978. 12. С. 129.
2 Пол собственно музыкальными параметрами художественного мышления подразумеваются явления, обусловленные ладотональным мышлением.
25
востребованность современниками. А многочисленные хвалебные оды и посвящения, предваряющие издания его трактатов, удостоверят любого в глубоком почитании его творчества коллегами. При непосредственном ознакомлении с теоретическими произведениями Веркмайстера невольно возникает мысль, что это был человек огромной трудоспособности, активный, неу томимо стремящийся к достижению поставленных целей. Его энергичность и решительность, несомненно, доставляла массу неудобств определённой части органных мастеров и некоторым музыкантам. Суть в том, что Веркмайстср абсолютно не терпел обмана и плутовства. Будучи прусским королевским инспектором по восстановлению и постройке органов в княжестве Гальберштадт3', он постоянно находился в конфронтации с теми, кто призван был ремонтировать старые инструменты и строить новые. Многие факты говорят о том, что последние больше заботились о вознаграждении, нежели о качестве произведённых работ, нередко прибегая к различного рода ухищрениям38. Не менее неистовой была ответная реакция немецкого музыканта на всякого рода критику его музыкально-теоретической деятельности39. Он был суров к проявлению бездарности и глупости музыкантов, не стесняясь при этом в выражениях: «халтурщики» {die Sudeler)™, «клеветники» {die Läster-Mciuler), «невежды» {die Ignoranten)'1. Веркмайстср нередко использовал довольно рискованные сравнения, например, когда призывал своих оппонентов «не рыться как свинья (...) из одного модуса в другой» {aus einem modum in den ändern <...> wie eine Sau hinein plumpe)'1. Необычайная же ответственность этого человека позволяла в должной мере совмещать творческую деятельность со служебными обязанностями и заботой о немалом семействе.
Все эти сведения, почерпнутые из весьма ограниченных фактов биографии Веркмайстера, а также впечатления, складывающиеся в процессе
37 Etlner R Op.cit. Bd. 10. S. 228.
38 Werckmcister A. Erweiterte und verbesserte Orgel-Probe. Quedlinburg, 1698. Cap. 21. S. 49.
30 Idem. Musicalische Temperatur. Franckfurth und Leipzig, 1691 .Vorrede. S. I-X.
40 Idem. Cribrum Musicum. Quedlinburg und Leipzig, 1700. S. 2.
41 Idem. Musicalische Temperatur. Vorrede. S. I.
26
изучения наследия немецкого теоретика, выстраивают в целом образ незаурядной личности, деятельность которой ещё в недостаточной мере представлена в панораме историко-теоретического музыкознания.
После «бурного» критического обсуждения его наследия в XVIII столетии на страницах опусов Якоба Адлунга (I699-1762)43, Георга Андреаса Зорге14, Лоренцо Кристофа Мицлсра43, Фридриха Вильгельма Марпурга46, Иоганна Маттезона (1681-1764)47 его имя на длительный период оказалось в забвении. Краткие упоминания о нём встречались также в музыковедческих исследованиях лишь тогда, когда речь заходила о темперации. Спустя два столетия после ухода из жизни прежде известного музыкального теоретика вновь возрождается интерес к его наследию. Эго было вызвано «волной органного движения». В 20-е годы XX в. в Германии сформировалось
«органное движение» («Orgelbewegung»). У истоков этого течения стоял знаменитый философ, врач и музыкант Альберт Швейцер [Schweitzer] (1875-
iSi
1965)' . Главным лозунгом этого движения стал возврат к стилистике органов барокко. На смену популярному в XIX в. массивному, даже несколько сумрачному, звучанию «романтического» органа приходит увлечение барочным звучанием, ярким, сочным, ясным и лишённым чувственности. А поскольку звучание органа находится в прямой зависимости от устройства и работы механизмов инструмента, то, безусловно, изменение звучности влечёт
42 Idem. Harmonologia Musica. Franckfurth und Leipzig, 1702. § 65. S. 39.
43 Adlung J. Musica Mechanica organoedi. Das ist: Gründlicher Unterricht von der Struktur, Gebrauch und Erhaltung, &..c. der Orgeln, Clavicymbel, Clavichordicn und anderer Instrumente, in so fern einem Organisten von solchen Sachen etwas zu wissen nöhtig ist. Berlin, 1768.
44 Sorge O.A. Vorgemach der musicalischen (Komposition, oder: Ausfllrliche, ordentliche und vorheutige Praxin hinlängliche Anweisung zum General-Baß, durch welche ein Studiosus Mesices zu einer gründlichen Erkünntniß aller in der (Komposition und (Klavier vorkommenden con- und dissonirenden Grund-Süße, und wie mit dcncnselbcn Natur-Gehör. und Kunst-mößig umzugehen, kommen, folglich nicht nur ein gutes Clavier als ein Compositor extcinporaneus spielen lernen, sondern auch in der (Komposition selbst wichtige und gegründete Piofcctus machen kan. Eröffnet von Georgio Andrea Sorgio. Lobenstein, 1745-1746-1747. S. 9, 50, 336.
45 Miz/er L. Op. cit. Erste Theil (1736). S. 19-25, 45-57.; Zweiter Theil (1737). S. 49-68.; Dritter Theil (1737). S. 52-59.; Vierter Theil (1738). S. 27-45.
46 Marpurg F.IV. Op. cit. S. 160.
47 Mattheson J. Das forschende Orchestrc oder desselben dritte Eröffnung. Darinn Sensus vindiciae ct quartae blanditiae, d.i. der beschirmte Sinnen-Rang und der schmeichelnde Quarten-Kiang allen unpartheyischen Synlechnitis zum Nutzen und Nachdenken; keinem Menschen aber zum Nach-theil, sana rationc ct autoritatc untersuchet und vcrmuhtlich in ihr rechtes Licht gcstcllet werden von Joanne Matthesone. Hamburg, 1721.
48 Швейцер Л. Немецкое и французское органостроительное искусство. Учебное пособие. М., 2007.