Ви є тут

Балетное творчество Назиба Жиганова

Автор: 
Хайрутдинова Дилия Флюровна
Тип роботи: 
Дис. канд. искусствоведения
Рік: 
2004
Артикул:
172920
179 грн
Додати в кошик

Вміст

*
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
*
Введение.............................................................4
Глава первая. ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БАЛЕТНОГО ТВОРЧЕСТВА Н.ЖИГАНОВА (исторический очерк)..........................34
1.1. Первые балетные “пробы”. Балет «Зюгра»...................35
1.2. На пути к «Двум легендам»................................43
1.3. Назиб Жиганов и татарский балет..........................63
Глава вторая. ПОВТОРНЫЕ РЕДАКЦИИ КАК ОСОБЕННОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО МЕТОДА КОМПОЗИТОРА (на примере двух редакций балета «Зюгра»).....................................................68
2.1. Новый замысел балета «Зюгра» (на материале литературных
черновиков композитора).......................................72
2.2. Особенности музыкальной драматургии и тематизма второй
редакции балета «Зюгра».!.....................................83
2.3. О взаимодействии музыки и сценического действия..........93
Глава третья. РАБОТА НАД БАЛЕТОМ «НЖЕРИ»: СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕМАТИЗМА (на материале рукописей)....................100
3.1. Татарский балет на африканскую тему.....................100
3.2. От сказки к балетному либретто..........................104
3.3. Процесс создания музыкального тематизма балета «Нжери» 108
Тематизм эпической сферы.............................111
Тематизм лирической сферы............................121
Особенности тематического развития...................128
3.4. О черновых рукописях Н. Жиганова........................131
3.5. Этапность творческого процесса..........................137
Заключение.........................................................143
Нотные примеры.....................................................151
3
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................186
1. Тексты сказок:
«Желтый аист»................................................187
«Прекрасная Нжери»...........................................189
«Зеьрэ», «Звьрэ йолдыз» (с переводом)........................192
2. Сценарии второй редакции балета «Зюгра», не использованные композитором:
'«Лунный шарф» К.Боярского...................................197
«Зюгра» Ф.Гаскарова..........................................206
3. Сценарии балетов «Зюгра» и «Нжери» из дилогии «Две легенды»:
«Зюгра» (три варианта).......................................211
«Нжери»......................................................215
4. Балетные либретто:
«Зюгра» (первая редакция).....................................218
«Зюгра» (вторая редакция).....................................221
«Нжери»...................................................... 222
5. Музыкально-драматургические планы балетов «Зюгра» (первой и второй редакций) и «Нжери»...................................223
6. Воспоминания:
■ заслуженной артистки ТАССР балерины А.Ф.Гацулиной о постановке балета «Зюгра» 1946 года..................................226
■ народной артистки РСФСР и ТАССР, лауреата Государственной премии ТАССР им. Г.Тукая И.Хакимовой и народного артиста ТАССР
В.Бортякова о постановке балета «Две легенды»....................232
■ Н.И.Жигановой - автора либретто балета «Нжери» (интервью) 236
Список балетов и танцевальных номеров из опер Н.Жиганова............242
Список использованных архивных материалов.......................... 244
Литература.........................................................248
#

25
В последние десятилетия говорится о необходимости комплексных исследований метода творческой работы композитора, где должны быть задействованы такие науки, как история, философия, психология, эстетика, социология, естествознание и др. «Комплексное исследование художественного творчества - это научное направление, задача которого — системный анализ творчества путем привлечения на единой методологической основе методик и средств различных научных дисциплин» (Мейлах 1982, с. 14).
Одна из центральных установок комплексного изучения творчества -понимание искусства как целостного динамического процесса: авторский замысел, композиторская работа над произведением, затем - результат авторского труда (произведение) и, наконец, его восприятие зрителем, слушателем. Стадиальный подход был использован еще в литературоведении Б.Томашевским. Он описал стадии в истории художественного произведения следующим образом (Томашевский, с.87):
1. Подготовка:
а) замысел;
б) собирание материалов (записные книжки писателя);
в) планировка;
2. Создание произведения:
г) черновые наброски;
д) первая редакция;
3. Отделка произведения:
е) работа над чистовым текстом;
ж) обработка повторных редакций.
В работе композитора В.Блок выделил три этапа:
1. Предварительные условия творчества;
2. Собственно творческий процесс;
3. Итоговый художественный результат (Блок 1979, с. 7).
Л
*
26
В предварительных условиях труда, по мнению исследователя, различаются объективные факторы (общая организация художественного груда) и субъективные (индивидуальная интерпретация рабочей обстановки). При этом основополагающую роль в их изучении играет психология.
М.Арановский, основываясь на собственных научных изысканиях, вывел модель творческого процесса композитора, которая стала, пожалуй, одной из первых солидных методологических разработок в данной области. Согласно концепции исследователя, в творческом процессе любого композитора есть две инвариантные стадии. Границей между ними является момент возникновения в сознании автора «эвристической модели» (ЭМ) произведения. Первая стадия до появления ЭМ - «стадия образования». Вторая - «стадия реализации» — от момента рождения ЭМ до создания полностью законченного музыкального произведения. Под эвристической моделью М.Арановский понимает «самостоятельное психическое образование, содержащее в имплицитной форме идеальный и материальный планы будущего произведения» (Арановский 1974, с. 155). Стадия творческого процесса, когда возникает план целого произведения и начинает продуцироваться материал, свидетельствует о готовности ЭМ.
Две стадии творческого процесса композитора, по мнению М.Арановского, напрямую связаны с двумя формами данного процесса -сознательной и бессознательной (разумной и интуитивной). Однако «провести четкую демаркационную линию между сознательным и бессознательным действиями в творческом процессе невозможно по той причине, что интуитивное мышление проявляет себя как в большом, так и в малом... от минимального шага-соединения на уровне музыкального языка до концепции формы в целом» (Арановский 1974, с. 146). Сознательное и бессознательное сотрудничают непрерывно, но на разных этапах руководящая роль переходит то к первому, то ко второму. Вместе с тем, именно интуитивное мышление оказывается ответственным за творческий