Ви є тут

Творчество Галины Уствольской в аспекте новой сакральности

Автор: 
Васильева Наталья Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2004
Кількість сторінок: 
176
Артикул:
133917
179 грн
Додати в кошик

Вміст

♦
2
Содержание
стр.
Глава I. Отечественная музыка в зеркале Sacra Nova-------------------20
*■
Глава II. Композиции-------------------------------------------------40
Глава III. Симфонии--------------------------------------------------71
Глава IV. Непрограммная инструментальная музыка----------------------88
Заключение----------------------------------------------------------103
Список литературы---------------------------------------------------120
Примеры -----------------------------------------------------------127
Приложения----------------------------------------------------------159
Введение
Имя Галины Ивановны Уствольской - одно из наиболее ярких и необычных в ряду имён современных отечественных композиторов. Творчество её нельзя отнести к какому-либо известному художественному течению: стиль автора отличается крайней степенью оригинальности. Исследователи, пытаясь выявить его природу, проводили различные параллели: одни указывают в качестве истока на древнерусский мелос, другие - на баховскую традицию, третьи - на веберновский стиль и т.д. Но, думается, отдельные эти наблюдения, к тому же часто имеющие ассоциативную природу, не приближают нас к разгадке "феномена" Уствольской. "Феномен" же состоит в том, что стиль Уствольской абсолютно не похож ни на что дотоле существующее, он - явление уникальное в современной музыке.
Вся жизнь композитора связана с одним городом - Петербургом. Уствольская закончила Ленинградскую консерваторию, затем аспирантуру при консерватории. Но влияние петербургской композиторской школы, равно как и воздействие стиля Д.Д.Шостаковича (который был её учителем по классу композиции), сказываются в музыке Уствольской весьма и весьма опосредованно.
Искусство её как будто вообще лишено какого бы то ни было выхода "вешне": оно находится в стороне от всех модных и актуальных тенденций и поисков; оно закрыто от любых внешних влияний и веяний. Оно само -целый мир, и этот мир замкнут внутри себя. Данное обстоятельство отчасти обусловлено и некоторыми личностными качествами автора.
Г.И.Уствольская ведет образ жизни (особенно в последние годы) крайне замкнутый. Она намеренно и довольно жёстко ограничивает круг своего общения, избегает любой публичности как в жизни, так и в творчестве. Судя по авторским письмам и высказываниям, а также другим свидетельствам, погружённость Уствольской в свой внутренний мир носит
литературоведческого анализа, говорит о том, что именно музыка архетипична по своей природе, т.к. она возникает из коллективного бессознательного - глубочайших, недоступных для рассудка слоев души1.
Говоря о склонности Уствольской к архетипическому мышлению, мы подразумеваем в первую очередь намеренное обращение автора к каким-либо устойчивым формулам и знакам (архетипической трактовке тембров, хоральной формуле, скандированию в духе секвенции «Dies irae», своеобразному воссозданию самой структуры ритуала и пр.). Подробнее об этом речь будет идти в последующих главах.
В работе мы будем употреблять также понятия программной и взаимодействующей музыки, опираясь на определения О.В.Соколова. "Программной следует считать инструментальную музыку, которая имеет предпосланное авторское слово, несущее восполняюще-конкретизирующую
л
функцию". В "морфологической системе" программная музыка занимает промежуточное место между чистой и взаимодействующей.
Но вернёмся к собственно теме нашего исследования. В связи с поставленными задачами, в центре работы оказываются две группы сочинений Уствольской - Композиции и Симфонии: сакральный элемент каждой группы произведений станет предметом деталь лого рассмотрения. Именно с начала семидесятых годов, с момента появления Композиций №1, 2, 3, творчество Уствольской приобретает явную религиозную
окрашенность (что подтверждают и предпосланные этим сочинениям подзаголовки в виде строк из латинских католических молитв). В последние же четыре '(из пяти существующих) Симфонии включены уже и произносимые "вслух" молитвенные тексты. Таким образом, аналитические очерки мы начинаем с сочинений, где присутствие сакральной тематики не
1 И именно архетипическая музыка предшествует рождению великих художественных произведений (поэтому в юнгианскоч подходе к искусству музыка должна быть неотъемлемой частью каждого анализа) // Там же.
2 Соколов О.В. Морфологическая система музыки и ей художественные жанры, ({.Новгород, 1994. с.88.
вызывает сомнений и подтверждено либо программными подзаголовками, либо текстами.
Если в двух названных группах произведений сакральное их содержание не вызывает сомнений, то двигаясь в «обратном направлении», к сочинениям более ранним, на этом настаивать сложнее. Но то, что и в них есть определенная зашифрованиость, какой-то дополнительный скрытый смысл, представляется несомненным. А главное, в них формируется музыкальный словарь и выразительные приёмы, на которых будут базироваться последующие сочинения Уствольской - такие, как Композиции и Симфонии.
Таким образом, сакральное содержание получает в творчестве Уствольской три стадии воплощения. В более ранних, непрограммных сочинениях это происходило на имманентно-музыкальном уровне, в виде кристаллизации потенциально символических языковых формул. В Композициях сакральное реализуется уже на уровне программы (коей являются подзаголовки). Симфонии же представляют собой иную жанровую «ступень» - музыки взаимодействующей. Задача работы -проследить формирование, развитие и итог этой центральной «содержательной» линии творчества Уствольской.
Понятие эволюции (в традиционном смысле слова) по отношению к её творчеству применимо с большой долей условности (несмотря на отдельные "эволюционные" стилевые процессы - тяготение ко всё большей концентрированности тематизма, одночастности формы, возрастание роли кластерной техники и т.п.). Стиль Уствольской вполне определим как "моностиль": он сложился сразу, уже в ранних её сочинениях, и мало изменился на протяжении всего творческого пути. По этой причине поворот автора к "новой религиозности" в начале семидесятых годов не был неожиданным или резким. Напротив, и стилистически, и содержательно он был глубоко обоснован. В каком-то смысле духовные искания Уствольской изначально носили характер богоискательства (в этом отношении она, при