Ви є тут

Джаз как социокультурный феномен : на примере американской музыки второй половины XX века

Автор: 
Шак Федор Михайлович
Тип роботи: 
на примере американской музыки второй половины XX
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
172
Артикул:
172617
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ................................................................3
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФСКО-ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ЭСТЕТИКИ ДЖАЗА..................................................11
1.1. Постмодернизм и экуменизм:
общее и особенное.......................................................11
1.2. Синтез в современной музыкальной стилистике...................16
а) Ныо Эйдж и эмбиент...................................................17
б) этнический фьюжн, мировая музыка и новая акустическая музыка.........30
1.3. Влияние расового и социального компонента
на джазовую музыку......................................................42
Выводы по первой главе..................................................57
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ЛАНДШАФТА СОВРЕМЕННОЙ
ДЖАЗОВОЙ МУЗЫКИ.........................................................59
2.1. Трансформирующаяся нормативность..............................64
2.2. Американский джаз: стагнация
и природа консерватизма.................................................77
2.3. Джаз как классическая музыка XX века: конвенциональный
джаз и новая импровизационная музыка.....................................92
Выводы по второй главе..................................................110
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ФАКТОР ПСИХОЛОГИЗМА И ЛИЧНОСТНОЙ
РЕФЛЕКСИВНОСТИ В РАЗВИТИИ АФРОАМЕРИКАНСКОГО ФРИ-ДЖАЗА
(НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ДЖОНА КОЛТРЕЙНА).................................113
3.1. Характеристика творчества Джона Колтрейна....................115
3.2. Влияние на фри-джаз субкультур шестидесятых годов............122
3.3. Психологизация и измененные состояния сознания как отправная точка
для спонтанной импровизации: новые модели восприятия в музыке XX века...126
Выводы по третьей главе.................................................142
ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................145
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................153
ПРИЛОЖЕНИЕ........................................................164
Рецензия на диск Г. Рубалькабы «Paseo»............................164
Рецензия на альбом Сэма Риверса «Inspiration».....................170
\/
ВВЕДЕНИЕ
История джазового искусства уверенно перешагнула рубеж столетия. С позиций глобального осмысления искусствоведческих проблем следует заметить, что развитие джаза продемонстрировало феномен ускоренного трансформационного процесса в искусстве. Джазовая музыка на всем протяжении ее существования, зачастую помимо воли композиторов и исполнителей, встраивалась в принципиально различные социополитические и эстетические поля, что существенным образом влияло на ее последующее теоретико-эстетическое осмысление: исследования этого направления в музыке «обросли» множеством фигуративных контекстов, предвзятых интерпретаций и штампов.
В Америке периода первой мировой войны развитие джаза сопровождалось крайне агрессивной «белой» критикой, которая, по сути, являлась частью сегрегационной машины, ущемлявшей права «черного» населения. Отношение к джазу в других странах в столь же сильной степени было зависимо от политического курса властей. Так, представители нацистской пропаганды и исследователи, работавшие в государственном научном аппарате Германии, применяли жесткие расистские метафоры и развивали антиджазо-вую политику, целью которой была не атака на сам джаз, но попытка ослабить силы, использовавшие музыку для антинацистского протеста. Определенные прослойки протестно ориентированного населения, не принимавшего нацистскую идеологию, слушали джаз уже только потому, что эта форма культурной практики порицалась официальным режимом. Столь же многоплановым было смысловое поле отношения к джазу в России. Следует учесть, что советские слушатели воспринимали джазовую музыку сквозь призму неполных, по большей части редуцированных и субтильных представлений о западной жизни и капитализме. Прослушивание джаза в эфире западных радиостанций «Свобода» и русской службы ВВС было формой гражданского поведения, в которой получали свое удовлетворение недифференцированные, подчас не до конца осознанные акты нонконформизма. Точ-
(«Motown»). В действительности же экуменизм, продолжая развитие постмодернистского дискурса, как бы заявляет: мы отказываемся качественно ранжировать музыку. Шопен, Пуччини, Джон Ленон, «босса-новы» Карлоса Джобима - все эти образцы западной музыки могут быть рассмотрены не на основании каких-либо элементов характерной для модерна структурной эстетики, но на основании наличия в них элементов подобия, общности, предполагающих новый уровень коммуникации. Последний с необходимостью должен быть освобожден от эстетического ранжирования, равно как и от деструктивных или, по крайней мере, релятивистских схизм постмодернизма.
Подытоживая данный раздел, можно констатировать следующее: 80-90 годы породили вязкий сгусток культуры, воспринимавшейся многими философами и искусствоведами как продолжение постмодерна. Вместе с тем при более углублённом анализе можно увидеть вполне очевидные изменения. Как минимум с конца 70-х годов параллельно с постмодернистским движением начали оформляться тенденции к преодолению постмодернистской ситуации. Развитие экуменизма можно смело назвать одной их них.
1.2. Синтез в современной музыкальной стилистике
Произошедшая на волне «дионисийского» бума 60-х популяризация интроспекциопистских и медитационных психотехник, тесно привязанных к восточным религиозным контекстам, породила вполне обоснованную реакцию со стороны рынка. Западное, в первую очередь американское, культурное пространство достаточно быстро перестроилось, дав ответ на новые запросы. В результате этой перестройки была создана рыночная ниша, призванная удовлетворить сумме новых потребностей, возникших у среднего класса. Многие специалисты в области восточных созерцательных культур вполне обоснованно предупреждали о том, что популяризация на западе восточных культурных единиц и созерцательных практик будет развиваться в максимально неаутентичпом контексте. Их опасения подтвердились. 50-60-е
16
годы открывают перед нами вполне предсказуемую ситуацию, основой для которой стали детерминированные рынком трактовки восточной символики. Западный рынок подверг восточные созерцательные контексты насильной аккультурации и адаптации. Радикальный американский теолог Харви Кокс высказал вполне конструктивное обоснование анализируемой нами здесь ситуации. Он писал: «религиозные учения, как восточные, так и западные, могут быть трансформированы в товары, привлекательно упакованные, с обозначенными ценами и доступные для преуспевающих покупателей» [ 160, с. 47]. Именно таким принципиально новым для западного рынка товаром стала музыка Ныо Эйдж (New Age)1 и эмбиент.
а) Ныо Эйдж и эмбиент
Феномен Ныо Эйдж возник в качестве ответа на острую необходимость сопровождать занятия йогой и медитациями адекватной звуковой фактурой. Здесь, на наш взгляд, можно говорить о двух закономерных формах музыкального материала, одной из которых (и надо сказать наиболее близкой к некоему «дилетантскому подворью») является так называемая «расслабляющая» и способствующая релаксации музыка. Вторая имеет тесную связь с проблемой навязывания человеческому мозгу потенциалов альфа и тета-ритмической активности. По всей видимости, восприятие ритма и гармонии на нейрофизиологическом уровне связаны с принципиально различными процессами. Так, восприятие гармонии тесным образом взаимосвязано с эстетическим оцениванием и синестетическими эффектами. Другими словами, восприятие гармонических созвучий имеет тесную взаимосвязь с многочисленными когнитивными и, в первую очередь, интерпретационными процессами. Напротив, восприятие ритмических структур имеет самое непосредственное влияние на перестройку нейрофизиологических процессов субъекта.
1 Специально оговорим, что поскольку во всех без исключения работах о Ныо Эй-дже оба слова, составляющие его название, пишутся с большой буквы (именно как New Age), мы последуем этому примеру, и далее в диссертации будем воспроизводить название заглавными буквами (Нью Эйдж) с русской транслитерацией.
17