Ви є тут

О музыкальной композиции начала ХХ века : К проблеме авторского стиля, В. Ребиков, Н. Черепнин, А. Станчинский

Автор: 
Логинова Валентина Александровна
Тип роботи: 
Кандидатская
Рік: 
2002
Артикул:
271288
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
1 Стиль времени................................. 3
2 Стиль авторский............................... 11
3 Установки исследования............................. 19
ГЛАВА 1 Владимир Иванович Ребиков (1866-1920)................... 24
ГЛАВА II Николай Николаевич Черепнин (1873-1945)................. 48
ГЛАВА III Алексей Владимирович Станчинский (1888-1914)............ 97
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................. 148
БИБЛИОГРАФИЯ............................................................ 153
ПРИЛОЖЕНИЕ
1 Примечания........................................ 166
2 Нотография........................................ 182
ВВЕДЕНИЕ
I. «Стиль времени»
Русское искусство начала XX века
В начале XX века в истории русской культуры произошли события, действие которых отчетливо проявляется и сегодня - в социальной истории и художественной жизни.
Искусство предреволюционного периода обладает особой притягательной силой для многих исследователей. Этот период был насыщен сложными историко-художественными процессами, острой борьбой противоположных тенденций, разного рода манифестами и программами, которые сменяли друг друга со стремительной быстротой. Накаленная атмосфера эпохи была пронизана ощущением «конца века» и чувством «рубежа», за которым должно открыться «все новое».
«Серебряный век» в истории русской культуры навсегда останется ослепительно ярким многогранным кристаллом, отразившим исключительное разнообразие тенденций, индивидуальных стилей, периодом небывалого творческого подъёма в области философии, литературы, живописи, театра и музыки.
Существование множества течений, школ, групп, которые сотрудничали, соперничали, а порой и декларативно отвергали друг друга, не исключало того общего и важного, что объединяло всех в едином, мощном потоке русской культуры. Это особое мироощущение «Творца», крайне обостренное чувство своего «Я», ощущение величайшего исторического момента - «итогов и концов во имя новой, неведомой культуры» (С. Дягилев).
Проблема «самопознания» (Н.Бердяев) и соотнесения себя с реалиями являлась, пожалуй, наиболее актуальной и важной в искусстве начала XX века. Каждый мог сказать: «Я пережил <...> все события моего времени, как часть моего микрокосма, как мой духовный путь. <...> я переживаю все события моей эпохи, всю судьбу мира через собственную судьбу'» (Бердяев Н., 1990, с.4).
Характеризуя начало XX века, философ подчеркивал: «Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чу вства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни» (Бердяев Н., 1990, с. 124).
В начале XXI века можно с уверенностью констатировать возросший интерес к художественной культуре первых десятилетий ушедшего «атомного» века. Многие явления
Обретение социального и художественного опыта и степень его личностного усвоения проецируется на авторский стиль композитора, рождая самобытный и неповторимый облик. Каждый художник непосредственно или опосредованно связан с определенной школой, с эстетической памятью народа и художественным контекстом мировой культуры.
Музыкальная композиция - особая форма интеллектуально-эмоциональной деятельности человека. Она складывается из двух взаимодополняющих компонентов: самовыражения и сопереживания. Не в этом ли кроется феномен стремительного развития авторских индивидуальных стилей и сложности восприятия академической музыки XX века? Человек космического столетия все более оказывается не способным к сопереживанию?!
А может быть потому, что, по утверждению Н.Бердяева: «Тайна, личности, сС единственности, никому не понятна до конца. Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. Человек - микрокосм и заключает в себе все. Но актуализировано и оформлено в его личности лишь индивидуально-особенное» (Бердяев Н., 1990,
3. Установки исследования
19
Актуальная задача искусствознания и музыкознания - воссоздать образ «серебряного века», открыть и вписать неизведанные страницы русского искусства начала XX века, возрождая и оценивая заново забытые имена.
Эстетический магнетизм художественного мира того времени надолго сохранил жизненную силу, вновь и вновь питая искусство поэтикой начала XX века.
Основная проблема - исследовать индивидуально-авторские стили ряда композиторов начала XX столетия - В. Ребикова, Н. Черепнина, А. Станчинского - в контексте русского искусства той поры, выявить то ценное, самобытное и оригинальное, что внесли они в панораму художественного мира «стиля времени».
Интересно в этой связи высказывание А. Белого, сделанное в письме к А. Блоку: «В то время, когда каждый думал, что он один пробивается в темноте, без надежды, с чувством гибели, оказалось, и другие совершали тот же путь» (Белый А., 1989, с.89).
Многие имена оказались либо отторгнутыми, либо обделенными вниманием. Однако сочинения таких композиторов как Ребиков, Черепнин, Станчинский, а также Рославец, Лурье, Гречанинов, Ипполитов-Иванов и другие требуют к себе и исполнительского, и исследовательского внимания.
Для решения поставленной проблемы необходимо выдвинуть ряд задач. Во-первых -исследовать «доструктурные черты художественного стиля»6, то есть те стороны содержания, те «первично - жизненные модели», тот идейно-образный ряд, который определяет комплекс избранных автором музыкально-выразительных средств. Во-вторых - рассмотреть «структурные части» художественного стиля, т.е. весь комплекс выразительных средств, примененных композитором для воплощения избранной тематики, идейно-образного строя. И то, и другое объединяют эстетические принципы, которые постоянно находятся в поле внимания.
В зависимости от конкретного объекта, внутри каждой области определяется аспектация композиционно-выразительных средств (имеется в виду высотность, ритм, тембр, процесс формообразования, жанровые формы и др.).
К задачам исследования мы относим также выявление неповторимо индивидуальных стилевых граней в плане содержания и в плане выражения, определение взаимодействия и точек соприкосновения «стиля времени» и стилевых авторских систем.
Мы не задаемся целью дать полный монографический очерк, посвященный каждой избранной фигуре, а стараемся выделить лишь то, что явилось наиболее самобытным,