Ви є тут

Система жанров молдавского песенного фольклора

Автор: 
Циркунова Светлана Викторовна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
1983
Кількість сторінок: 
201
Артикул:
133474
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.....................................................с.З
ГЛАВА ПЕРВАЯ. О ПРИНЦИПАХ КЛАССИФИКАЦИИ
ЖАНРОВ МОЛДАВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА.................С.17
ГЛАВА ВТОРАЯ. ФУНКЦИИ, СВЯЗИ И ОТ ЖЖЕНИЯ ЖАНРОВ
МОДЦАВСКОГО ПЕСЕННОГО ФОЛЬКЛОРА...........................с.73
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ...............................................с.128
ЛИТЕРАТУРА......................................................с.139
НОТНЫЕ ПРИМЕРЫ..................................................с.158
СХЕМЫ...........................................................с.165
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая работа посвящена изучению молдавских народных песен. В ней впервые в отечественном музыкознании осуществляется: попытка проанализировать систему песенных жанров молдавского фольклора. Рассматривая совокупность всех жанров народно-песенного творчества Молдавии как единый организм, автор ставит вопрос о предпосылках и основаниях этого единства, формах его проявления, значении отдельных, наиболее показательных жанров. Специально выявляются разнообразные типы связей меяду жанрами и жанровыми группами. Это в свою очередь позволяет охарактеризовать степень дифференцированности жанровой системы, определить меру ее гибкости.
Актуальность проблематики работы ооусловлена усиливащимся интересом к фольклору (в том числе музыкальному), к тем его видам, которые складывались как отражение многовековой истории народа, наиболее ярко воплотили черты национального характера.
Повышенное внимание к фольклору объясняется не только стремлением изучить те грани истории, быта и культуры народа, которые запечатлены в созданных им музыкально-поэтических образцах. В современную эпоху, отмеченную бурной "переоценкой ценностей", музыкальный фольклор воспринимается как одна из "вечных ценностей", неподвластных капризам мода, сиюминутной музыкальной "конъюнктуры"(что особенно сказалось на явлениях "авангардизма").
Без исследования молдавского музыкального фольклора невозможно сколько-нибудь детальное освещение истории музыкальной культуры Молдавии, определение специфически национальных особенностей музыкального мышления, проявляющихся и в фольклоре, и в композиторском (также и исполнительском) творчестве. Вопросы национальной характерности искусства сейчас важны как никогда прежде. "... Даже в эпоху романтизма, этого ренессанса нацио-
кпх и лирико-эпических песен. Трактовка образов молдавского песенного фольклора при этом шла в направлении еще большей героизации и романтической поэтизации. Таковы его Данко, старуха Изергиль и Макар Чудра.
По-видим ому, не случайно перзый сборник стихов классика молдавской литературы В.Александри называется "Дойны". Близкие по образному строю и языку произведениям народного творчества, эти стихотворения были задуманы в стиле молдавских народных песен. Заглавие сборника отразило не только его стилевую ориентацию, но и по-своему охарактеризовало восприятие поэтом народно* песенного молдавского искусства, художественный приоритет дойны над остальными жанрами. Об этом же говорит и румынский музыковед М.Вулпеску: "В молдавской дойне отражается молдавская душа"
/197, с.55/.
Различны и эмоциональные характеристики молдавского песенного фольклора в работах разных авторов. Мажорные праздничноприподнятые тона окрашивают впечатления московских музыковедов; "Приезжайте в Молдавию осенью, когда огромные корзины полны янтарно-зеленого и черного винограда, когда пенится молодое вино, когда самый воздух звенит песнями, а старики и молодежь отплясывают молдовеняску на сельской свадьбе. Перед вами предстанет картина народного музыкального быта”. / 161,с.7 /•
А молдавский писатель Г.Менюк, сравнивая национальный фольклор с фольклором других народов, утверждает, что "ни одна европейская страна не обладает столькими народными песнями, никакой другой фольклор не изливает таких крупных слез, как наш"
/197.с* 129 /•
Столь различные точки зрения обусловлены как объективными свойствами самого молдавского песенного фольклора, многожанрового и разнообразного в эмоциональном плане, так и субъек—
20.
тивными факторами его восприятия* Бессарабское окружение Пушкина составляли русские чиновники, военные (среди них будущие декабристы В.Ф.Раевский, К.А*Охотников, П.С.Пущин, ИЛ.Дипран-ди), молдавские поэты и аристократы, греческие эмигранты. Живя в Кишиневе, где п... базарное волненье, скуфьи жидов, усы болгар, и спор, и крик, и торга жар, нарядов пестрое стесненье... ", находясь в гуще зарождающего национально-освободительного движения греков, разделяя бунтарские идеи будущих декабристов, поэт естественно обратил больше внимания на такие образцы песенных жанров молдавского фольклора, где бушевали сильные страсти, раскрывались драматические ситуации. Именно такими качествами обладают молдавские народные романсы, возникшие и получившие широкое распространение как раз в это время*
Перед А.М .Горьким молдавский песенный фольклор предстал в другой своей ипостаси. Общение с простыми людьми (крестьянами, чабанами, ремесленниками) дало писателю возможность узнать крестьянский фольклор, а интерес к истории Молдавии, к многовековой героической борьбе молдавского народа за освобождение от турецкого ига привел к мнению об особой ценности героического эпоса как самого ва^сного репрезентанта молдавского народнопесенного творчества.
Представители молдавской культуры из всей системы песенных жанров своего народа выделяет дойну, подчеркивая ее грустный, тоскливый характер. Для минорного восприятия дойны, а через нее - молдавского песенного фольклора вообще тоже есть достаточные основания* История Молдавии - это история беспрерывных войн и порабощения ее народа представителями более сильных соседних государств. Скорбь угнетенного народа нашла яркое выражение в его песнях.