Ви є тут

Сбережение оркестровых средств как принцип инструментовки в жанрах отечественной духовой музыки

Автор: 
Тихомиров Сергей Сергеевич
Тип роботи: 
диссертация кандидата искусствоведения
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
414
Артикул:
172607
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
РАЗДЕЛ 1
Инструментовка в ракурсе жанров духовой музыки 14
Глава I. Исторические предпосылки взаимосвязи жанров духовой музыки и инструментовки 14
1.1. Духовая музыка России в контексте европейской музыкальной культуры 14
1.2. Жанры духовой музыки в творчестве композиторов и их специфические черты 19
Глава II. Трактовка принципа сбережения оркест ровых средств в теоретических трудах 32
2.1. Взгляды отечественных и зарубежных специалистов на проблему 32
2.2. Сбережение средств в компонентах инструментальной музыки 45
РАЗДЕЛ 2
Жанры духовой музыки в свете инструментовки 55
Глава III. От марша прикладного - к маршу концертному 55
3.1. Зарождение и развитие жанра 55
3.2. Тихие и скорые марши XVIII и XIX столетий 62
3.3. Строевые (походные) и концертные марши XX столетия 72
3.3.1. Строевой марш 73
3.3.2. Концертный марш 75
2
г
!1
Глава IV. Симфонизация сюиты 83
4.1. Зарождение и развитие жанра 83
4.2. «Славления» А.Лядова и А.Глазунова 85
4.3. «Сюита на народные темы» Н.Иванова-Радкевича 98
4.4. «Сюита на народные темы» М.Готлиба 101
4.5. «Победная сюита» Б.Кручинина 111
Глава V. Становление увертюры 117
5.1. Исторические предпосылки зарождения и развития жанра 117
5.2. «Увертюра на темы песен народов СССР» Н.Иванова-Радкевича 123
5.3. «Торжественно-героическая увертюра» Г.Калинковича 127
Глава VI. Симфония в репертуаре духового оркестра 131
6.1. Формирование и развитие жанра 131
6.2. «Третья (Славянская) симфония» Б.Кожевникова 134
Заключение 155
Библиография 171
3
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
А. Карс Постепенное усиление звучности. Добавление голосов факзуры, пока не вступят все инструменты.
Подготовка кульминации, нарастание звучности. Постепенное включение инструментов.
Ф.-О. Геварт Выделение яркого, светлого и воинственного звука труб. Исключение тембра валторн. Тромбоны - это резерв оркестра, который должен вступать только тогда, когда композитор хочет в данном моменте соединить все оркестровые силы. Громко звучащие инструменты влияют на общую экономию оркестра.
Успешное восприятие музыки слушателями. Сбережение оркестровых средств в трех основных регистрах оркестра. Общая экономия оркестра зависит от трех оркеезро-вых областей (верхней, средней и нижней).
Необходимость разнообразия и отдыха для уха. Искусное усиление и ослабление аккомпанемента в различных частях сочинения. Сила воздействия инструмента зависит от удержания его применения до решительной минуты.
Достижение более яркого и красочного звучания тембра инструмента. Отделение инструмента от однородных с ним звучностей.
40
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4
Н.Римский-Корсаков Продолжительное использование тембра и его воздействие на слух без утомления. Использование оркестровых групп, учитывая их акустические свойства: смычковая, деревянная духовая, медная духовая, щипковая, ударная и звенящая с определёнными звуками, ударная и звенящая со звуками неопределённой высоты. Существенное музыкальное значение принадлежит главным образом трём группам долгозвучных инструментов, как представительницам всех трёх первичных деятелей музыки - мелодии, гармонии и ритма. Группы короткозвучных, выступая иногда самостоятельно, псё-таки в большинстве случаев имеют значение ресцвечивающее и украшающее, группа же ударных инструментов без определённого звука ни мелодического, ни гармонического значения иметь не может, а лишь одно ритмическое.
Достижение пропорционального звучания между вокальными и оркестровыми партиями. Сбережение оркестровых красок и силы в чисто оркестровых моментах. Необходимо сберегать оркестровые краски и силу при слишком большой разнице между яркою и сильною звучностью чисто оркестровых моментов и слабою звучностью вокальных.
41