Ви є тут

Творческое становление Балакирева как художественный феномен русской культуры 1830 - 1850-х гг.

Автор: 
Зайцева Татьяна Андреевна
Тип роботи: 
докторская
Рік: 
2000
Кількість сторінок: 
408
Артикул:
1000321866
179 грн
Додати в кошик

Вміст

2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ....................................3
ГЛАВА 1.
РОД БАЛАКИРЕВЫХ ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ............31
ГЛАВА 2.
НОВГРАД НИЗОВСКИЯ ЗЕМЛИ.....................37
ГЛАВА 3.
ЮНЫЕ ГОДЫ...................................100
ГЛАВА 4.
В КРУГУ ПЕТЕРБУРГСКИХ МУЗЫКАНТОВ............147
ГЛАВА 5.
ЭКСПОЗИЦИЯ ТВОРЧЕСТВА.......................193
ГЛАВА 6.
ИЗ НАБЛЮДЕНИЙ
НАД ТВОРЧЕСКИМ ПРОЦЕССОМ....................262
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................289
ПРИМЕЧАНИЯ..................................307
ПРИЛОЖЕНИЯ..................................331
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ...........................386
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И АРХИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ.......................387
ВВЕДЕНИЕ
У забытых могил пробивалась трава.
Мы забыли вчера... И забыли слова...
И настала кругом тишина...
А. Блок
В истории отечественной музыкальной культуры 2-й половины XIX в. Милий Алексеевич Балакирев — фигура ключевая. «Не будь Балакирева, судьбы русской музыки были бы совершенно другие» — так В. В. Стасов охарактеризовал суть балакиревских свершений1. Создатель «Новой русской школы», он повлиял на целые поколения отечественных композиторов (от Мусоргского и Чайковского до Стравинского и композиторов нашего времени). Балакиревское воздействие ощутимо сказалось и в творчестве музыкантов разных национальных школ, в том числе французской (Дебюсси, Равель), американской. Взгляд на «кучкизм» с дистанции почти полутора веков убеждает в том, что это был не только важнейший этап, пройденный отечественным искусством. Художественный феномен «кучкизма» вызывает ассоциации с вечнозеленым древом, продолжающим активно плодоносить и сегодня. Балакиревские идеи живут и получают дальнейшее развитие в русской музыке XX в*
В отечественной культуре не единичны фигуры, которые соединяли в своей деятельности науку и искусство (Бородин, Одоевский), сочинение и исполнение музыки (Глазунов, Лядов, Рахманинов, Римский-Корсаков, А. Рубинштейн, Скрябин, Прокофьев и др.) или критику (Кюи, Серов, Чайковский). Вместе с тем и среди них Балакирев выделялся особой широтой творческих интересов — строитель музыкальной культуры, глава композиторской школы, композитор, дирижер, пианист, фольклорист, редактор, фортепианный педагог и музыкальный критик. Однако ни современники, ни последующие поколения не сумели в полном маспггабе оценить этот художественный феномен.
Заслуги Балакирева неоспоримы. Понятия «балакиревский кружок», «балакиревская школа», «балакиревцы» обрели хрестоматийное звучание, в то время как глава направления
* Примечательно высказывание Д. Д. Шостаковича: «Я являюсь воспитанником русской музыкальной школы. “Могучая кучка” оказала на меня огромное действие» (Цнт. по: Келдыш /О. В. Шостакович и русская художественная традиция // Кельнские музыковедческие исследования / Ред.-сост. К. В. Нимеллср. Вып. 150. Кельн, 1985. С. 33).
38
имели в виду другого представителя того же поколения. Документы, подтверждающие принадлежность Ивана Васильевича к рассматриваемому роду Балакиревых, не обнаружены...
У Ивана Балакирева, как следует из второго варианта родословной, было пять сыновей: Симон или Семен, Клим, Прокофий, Максим и Василий. От них пошло не две, как указал П. Долгоруков, а пять ветвей рода Балакиревых.
Согласно исторической традиции того времени большинство Балакиревых отдавали предпочтение военной службе. Они пользовались авторитетом и уважением своих соотечественников, избирались на должности военачальников. В качестве примера приведем фрагмент копии объявления Правительствующего Сената Герольдмейстерских дел: «В 5-й за скрепою по листам диака Хватова в заглавии написано 155 [года] марта в 19-ое по государеву цареву и великаго князя Алексея Михайловича указу окольничей Петр Тихонович Траханиотов, да дьяк Хватов, разбирали володимерцов дворян и детей боярских и перед ним же окольничим перед Петром Тихоновичем и перед диаком володимерцы дворяне и дети боярския ж городом выбрали в головы и в знаменщики из лучих людей отеческих детей из выбору обеих половин для строю ратного дела и по протчем значит половина которой быть во 156 году затем явствует дворовые поместной оклад четыреста пятьдесят четьи под тем написан Прокофей Максимов сын Балакирев, под имянем ево значит в поместья за ним сто пятьдесят четыре чети с осминою крестьянския и бобыльския восемь дворов да три крестьянина бежали а на государеве службе будет на коне с саблею да с пистолью [...] Степан Максимов сын Балакирев под имянем ево написано поместья и вотчины нет а на государеве службе будет на коне с саблею да с пистолью [...]»36.
Как видим, Балакиревы были небогаты, но верой и правдой служили на благо России. Немало их полегло на полях сражений. Так, в царствование Федора Иоанновича был убит под Москвой Прокофий Иванович. В 1610 г. в неравной битве с поляками под Смоленском погиб его брат Василий Иванович.
Ряд предков композитора служили непосредственно во дворце при особе государя стольниками и стряпчими. Стольник — старинный русский дворцовый чин IV степени. Его обязанностью было обслуживать царя и его гостей во время торжественных обедов, подавать вино и яства, «править лошадьми карет и саней, в коих ехал государь», стоять на запятках или, выражаясь языком той эпохи, «стоять на ухабах». Стольники одевали государя, ходили с ним в баню и в этом случае назывались «мовниками». Из числа стольников государь
39
выбирал спальников, которые сиживали у дверей царской опочивальни, иначе — «сидели у крюка». Стольники занимали также «начальнические воинские, гражданские и посольские должности». Количество их доходило до трех тысяч ПЯТИСОТ36.
Опираясь на документы 1703 г., М. Спиридов, как и П. Долгоруков, называет Григория Федоровича, Родиона и Ивана Ефимовичей Балакиревых стольниками Петра I. При этом М. Спиридов уточняет, что все они служили в первой тысяче стольников: Григорий Федорович пятьсот сорок восьмым, Родион Ефимович — семьсот сорок вторым, а Иван Ефимович — семьсот семьдесят третьим37.
В «Алфавитном указателе фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах...», составленном П. Ивановым и изданном в 1833 г., приводятся, кроме вышеназванных имен, Григорий большой и Григорий меньшой Прокофьевичи. Первый служил стольником, а второй — стряпчим. Как указывает П. Иванов, стряпчим «у крюка» был некоторое время Григорий Федорович, переведенный позднее в стольники38.
Стряпчий — старинный дворцовый чин V степени, рангом ниже стольника. «Настоящая должность стряпчих была стряпать или отправлять комнатную до государевой Особы касающуюся службу, как то: государя одевать, обувать, омывать, чесать [...] Но хотя такова была их начальная служба, определялись они однако же и к другим должностям воинским, гражданским и посольским». Число стряпчих доходило до двух тысяч39.
Материалы родословной позволили уточнить, что Балакиревы, служившие стольниками и стряпчими, принадлежали к трем ветвям этого рода. Г ригорий Федорович был внуком Прокофия Ивановича, Родион и Иван Ефимовичи — внуками Василия Ивановича, Григорий большой и Григорий меньшой Прокофьевичи — внуками Максима Ивановича.
Вопреки мнению композитора, в разных архивах сохранились сведения и об Иване Алексеевиче Балакиреве. Перелистаем отдельные страницы его биографии. Он родился в 1699 г. Шестнадцатилетним юношей Иван Балакирев был представлен на смотр Петру 1 и определен солдатом в Преображенский полк, но служба продолжалась недолго. Расторопный и сметливый, он приглянулся государю и был назначен в ездовые к Екатерине I. Иван Балакирев сумел понравиться и ей. Не случайно Екатерина доверила ему опасное и деликатное дело: Балакирев стал постоянным курьером между императрицей и предметом ее увлечения Виллимом Монсом (напомним, что красавец-камергер был младшим братом Анны Моне). Приветливый, всегда готовый к шутке и балагурству, пользующийся покровительством высокопоставленных особ, Балакирев приобрел известность и вес при дворе.