2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................... 3
Глава I. РОЛЬ СОЗНАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ 1ШАШСТА
Эволюция взглядов на характер слухомоторных отношений в истории фортепианной педагогики......................................... 21
Противоречивость трактовок функций сознания в технической работе исполнителя .................. 40
роль сознания в формировании рациональных игровых приемов ................................... 67
Глава П. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ТЕХНИКА КАК ЕДИНСТВО "ОБЩЕГО" И "ЖдаДУАЛЬНОГО"
Проблема "общего" и "индивидуального" фортепианной техники в теории исполнительства .............................................. 81
Диалектика "общего" и "единичного" в художественной технике пианиста .................. 104
Глава Ш. О ХАРАКТЕРЕ СЖУХО-мСТОРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕХНИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПИАНИСТА
Роль слуходвигательной и двигательнослуховой сеязи в формировании рациональной техники пианиста ............................. 115
Дискурсивный и иррациональный принципы слухо-моторного взаимодействия е процессе формирования художественной техники пианиста.......................................... 127
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................. 152
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................... 157
3
ВВЕДЕНИЕ
Трудно переоценить значение искусства в жизни общества. Являясь специфическим видом практически-духоЕНОго освоения мира, оно помогает осознавать объективную реальность. Сознание же "не только отражает объективный мир, но и творит его" /I, с.194/.
Музыка, как и искусство в целом, выполняет важнейшую социальную функцию "преобразования человека как субъекта действительности и как личности" /130, с.10/. Выражая глубинные явления общественной жизни, она служит мощным средством воспитания людей, источником их духовного совершенствования.
Воздействовать на слушателей музыка может лишь в процессе продуктивного исполнительского творчества; "жизнь музыкального произведения,-как справедливо отмечал Б.Асафьев, - в его исполнении, т.е. раскрытии его смысла через интонирование для слушателей..." /10, с.264/.
Вместе с тем убедительное воплощение идейно-образного содержания художественного произведения под силу высокообразованным исполнителям, сочетающим природную музыкальную одаренность с соответствующей профессиональной выучкой. Подготовка широко мыслящих исполнителей-интерпретаторов, свободно владеющих своим инструментом и подчиняющих техническое мастерство художественным целям, -одна из главных задач музыкальной педагогики. Ее успешное решение во многом зависит от того, насколько полно метод воспитания музыканта охватывает различные стороны формирования его индивидуальности, в частности - насколько органично удается подвести техническую базу под его творческие искания. Последний момент трудно переоценить: ведь "любое усовершенствование техники есть усовершенствование самого искусства, а значит помогает выявлению содер-
16
следствие - в работе экспонировалась скорее не взаимосвязь слуха и двигательных представлений, а воздействие слуха на моторику, абсолютизировалось значение слуховой сшеры в организации рациональных игровых движений.
Приведенный краткий обзор литературы показывает, что в отношении проблемы формирования слухо-двигательных связей в теории пианизма существует ряд противоречивых положений. Так, в одном случае признается, что работа над двигательной сферой должна строиться на сознательной основе, в другом - доказывается противоположное: только бессознательность двигательного процесса обеспечит его эффективность. Единству слуха и движения в техническом обучении нередко противопоставляется изолированное развитие моторики. Одни педагоги рекомендуют обязательную предварительную подготовку двигательного аппарата начинающего исполнителя, проводящуюся вне слуховых представлений /12, с. 136, 204; 155, с. 12, 13/; другие целиком уповают на активный слуховой контроль . Совершенно очевидно, что подобные противоречия мало способствуют достижению ясности теоретических установок и лишь дезориентируют педагогов в их практической работе с учениками.
Таким образом, актуальность нашего исследования состоит в том, что разработка проблем слухо-двигательных связей позеолит глубже изучить процесс технического развития, точнее определить цели будущих локальных методических разработок, наметить пути пре-
* "Все движения должны подчиняться музыкальной фразе, тогда не будет лишних движений... главным будет музыкальная фраза, второстепенным - игровое движение, которое пианист находит, добиваясь верного звучания фразы," - пишут авторы популярного учебного пособия "Современный пианист'1 /147, с.4/.
17
одоления разобщенности теории и практики фортепианной педагогики. Выявление механизмов слухо-двигательных связей, их системная организация помогут решить целый ряд проблем, Е том числе:
- объективировать оценку применяемых в фортепианной педагогике методов работы над техникой и соответствующих теоретических рекомендаций;
- определять адекватность методических приемов конкретным ситуациям, что является важнейшим условием повышения эффективности обучения;
- совершенствовать методы освоения художественной техники, учитывая не только музыкально-смысловые задачи, но и анатомо-фи-зиологические особенности строения рук пианиста, психофизиологические закономерности управления его движениями; приемы отработки беглости, точности, выносливости двигательного аппарата, рационального использования нервно-мышечной энергии в исполнительских движениях обретут при этом новое содержание.
Актуальность проблемы исследования определяет его цель - выявление закономерностей взаимодействия слуха и моторики на разных этапах технической работы пианиста.
В качестве гипотезы исследования выдвигается положение о том, что отношения слуха и моторики далеко не однозначны и находятся в постоянном диалектическом взаимодействии и развитии, что не всегда учитывалось в теории исполнительства. Рассматривая слухо-дви-гательные связи в аспекте формирования рациональной художественной техники, можно предположить, что в них присутствуют как рациональные, так и иррациональные элементы. В одних случаях движения управляются сознательно, в других - бессознательно. В одной ситуации работа над двигательной сферой может оказаться оправданной и Ене слуховых коррекций, в другой - нет. Так же закономерно из-
- Київ+380960830922