Ви є тут

Феномен бельканто первой половины XIX века: композиторское творчество, исполнительское искусство и вокальная педагогика

Автор: 
Хоффманн Анна Евгеньевна
Тип роботи: 
композиторское творчество, исполнительское искусс
Рік: 
2008
Кількість сторінок: 
225
Артикул:
172614
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение..........................................................4
Глава I. Кантилена и виртуозность
О терминах. Бельканто в вокальных трактатах XVIII - первой
половины XIX вв...................................................18
Кантилена и виртуозность в оперных партиях Россини, Беллини,
Доницетти.........................................................29
Стили пения и первичные жанры.....................................33
О колоратуре......................................................37
Основные элементы вокальной техники бельканто.....................46
Воспитание голоса и вокальные упражнения..........................54
Глава II. Структура мелодической линии и регистровое строение голоса
Строение и развитие мелодии.......................................64
Вокальная теория о регистровом строении голоса....................77
Сопрановые партии и регистры голоса ..............................81
Глава III. Поэзия и музыка: проблемы синтаксиса.
Теоретический взгляд..............................................87
Соотношение стиховых и музыкальных цезур..........................93
Виртуозные украшения и поэтический метр...........................101
Некоторые особенности исполнения сопрановых партий Россини, Беллини и Доницетти.
Примадонны XIX в..................................................106
Тип голоса и характер оперного персонажа..........................113
Проблемы вокальной импровизации...................................117
Некоторые тенденции исполнительской интерпретации партий бельканто в XX в..................................................131
Заключение........................................................140
Нотные издания....................................................145
Библиография .....................................................146
Приложение........................................................157
4
Введение
Итальянская опера на протяжении почти трех веков (XVII-XIX) занимала одно из центральных мест в европейской музыкальной культуре. Обобщая свидетельства теоретиков XVIII в., американский музыковед Леонард Ратнер в монографии «Классическая музыка» пишет о лидирующем положении итальянской музыки в XVIII - первой половине XIX вв.'. В полемике, которая неоднократно возникала, прежде всего, между французским и итальянским оперными идеалами (например, в «Истории музыки» Ж. Бонне2, в известных эстетических «войнах» XVIII в. - буффонов, глюкистов и пиччинистов) даже оппоненты итальянской оперы признавали ее главенство в Европе. В XIX в. немецкая, французская, русская оперные традиции во многом развивались в оппозиции к итальянской. Показательны в этом от-ншении многочисленные высказывания любителей музыки того времени. Один из путешественников, например, отмечал, что «немцы заимствовали оригинальный вкус пения из Италии», подчеркивая тем самым приоритет итальянской вокальной школы3.
Итальянская опера первой половины XIX столетия связана с творчеством композиторов Дж. Россини (1792-1868), В. Беллини (1801-1835), Г. Доницетти (1797-1848), с деятельностью выдающегося вокального педагога М. Гарсиа-отца (1775-1832), М. Гарсиа-сына (1805-1906), прославленных певиц и певцов И. Кольбран (1785-1845), М. Малибран (1808-1836), Дж. Пасты (1797-1865), Дж. Рубини (1794-1854). В большинстве музыковедческих работ этот период относят к эпохе бельканто\ Термин bel canto (ит. «прекрас-
1 Ratner L Classic music. Expression, Form and Style, N.Y., L., 1980. P. 335.
2 Bonnet J. Histoire de la musique et de scs effets depuis son origine jusqu’à présent. Paris, 1715. Chap. XII. P. 425-463.
3 Цнт. no: Rainer L Classic music. Expression, Form and Style. Op. cit. P. 336.
4 В определении хронологических границ этой эпохи существуют разногласия. Ее началом считают либо
XVII, либо XVIII в. (соответственно, Багадуров В. Очерки по истории вокальной методологии М., 1929.
4.1. С. 101 \Jander О., Harris Е. Bel canto //NGD, v. 3. P. 161.), а окончанием - XVIII (Rigognioni G. Bel can-
to // Enciclopedia nuovissimo. Milano, 1971. P. 640), XIX (,/ander О. Singing H NGD, v. 2. P. 599.) и даже XX
века {Seedorf Т. Singing И MGG, Bd. 1. S. 1347.).
22
ляется, пожалуй, самым полным и законченным трудом по вокальной педагогике XIX века. В основу работы положены принципы «старой» итальянской школы XVIII в. и новые традиции, присущие французской и итальянской опере уже в XIX столетии. Охвачен широкий круг эстетических, стилевых, технологических, исполнительских и даже физиологических вопросов. Труд снабжен дидактическим материалом, который включает более 200 упражнений.
В трактатах Този, Манчини18 и Манштейна кантилена, как отдельный компонент «прекрасного пения» еще не выделена. Замечания о некоторых принципах кантиленного пения даны в разделе о типе арии Cantabile. Здесь певец должен передать «нежность и страстность чувств»'1', продемонстрировать классический вкус, искусство дыхания и хорошее произношение»20.
Большее внимание в работах XVIII в. уделено подвижности голоса, виртуозным пассажам и искусству орнаментики. Педагоги советуют усердно упражняться в украшении мелодии, чтобы исполнять пассажи всегда легко и элегантно. При этом необходимо избегать всевозможных «1ри-мас и зажимов»21. Манчини, систематизируя проявления вокальной виртуозности, выделяет три вида agilitä (ит. «ловкость, проворство, беглость»): таг-telatto, arpeggiato, cantar di sbalzo22:
1884; Stockhausen J. Gesangsmethode. Leipz., 1887.
18 Подробное сравнение трактатов Този и Манчини содержится в диссертации Э. Симоновой. См.: Симонова Э. Певческий голос в западной культуре: от раннего литургического пения к bel canto. Di.V. Дисс...докт. иск. Цит. изд.
19 Tosi. p.VI. §21.
20 Mannstein, S. 62.
21 Tosi, p. IV. §5.
22 Mancini, p. 199-207.
23
тг———■ i ■ I*. - г, f.
.jj _(__* f-zB— j-*-*£?- i-T^J j
£LrL-cz*z*'-'Z3-
iiL£r/j-r~o
п~а • а 1 щ f -гг £-3 • J —! 1 — г

}-*r
nr —c
i>Q_ f-y-
Lt_ - -XI
-G-
П=2С
Ei
J L
».t
Allegro
Первый и третий виды беглости встречаются как в кантиленном, так и в виртуозном пении. Широкие скачки на дециму в cantare di sbalzo смягчены мягкими апподжиатурами. Второй вид беглости (арпеджио), по мнению Манчини, наиболее распространен в кангиленном пении. На первый взгляд это наблюдение может показаться парадоксальным - что общего у беглости и кантилены? Тем более, что в примере, который приводит Манчини на этот тип agilita, стоит темповое обозначение Allegro. На самом деле, подвижность голоса, владение пассажной техникой были необходимы и для исполнения медленных разделов арии - по крайней мере, в XVIII в. кантилена была тесно связана с виртуозностью. Именно поэтому теоретики того времени не рассматривали ее как отдельный самостоятельный компонент бельканто. Впервые в истории вокальной педагогики это сделал Гарсиа. Он разграничил понятия кантилены и виртуозности как два равноценных качества бельканто, тем самым обобщив исполнительскую практику двух прошлых веков.
Гарсиа сформулировал систему стилей, что чрезвычайно важно для понимания феномена бельканто, в частности, его проявления в творчестве, Россини, Беллини и Доницетти. Он систематизировал вокальные стили, прежде всего, по характеру мелодии. Безусловно, о вокальных стилях теоретики писали и до Гарсиа. Так, К. Монтсверди, рассматривая способы выражения в музыке различных чувств, выделял «взволнованный» стиль (1638, Предисловие к «Военным и любовным мадригалам»). Ф.Този упоминал три
г