Содержание
Введение...............................................................3
Глава I. Вопросы изучения русской музыкально-исполнительской
лексики......................................................18
1.1. Основные проблемы изучения терминов
и терминосистем................................................19
1.2. Лексика музыкального исполнительства и её отражение
в словарях.....................................................38
1.3. Происхождение и способы образования музыкальноисполнительской лексики..............................................50
Глава //. Русская музыкально-исполнительская терминоснстсма...........69
2.1. Системные отношения единиц, входящих в состав музыкально-
исполнительской лексики........................................69
2.2. Структурная характеристика терминосистсмы музыкального
ис п ол н ител ьства...........................................89
2.3. Семантические процессы как показатель динамичности
системы.......................................................108
Заключение...........................................................127
Библиография.........................................................142
2
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее важных черт современной науки является комплексность как необходимейшее условие для того, чтобы точно и полно отобразить исследуемый объект, охватить все его стороны одновременно, в их взаимосвязи. Изучаемый объект рассматривается, как правило, не с точки зрения отдельных, относительно обособленных его сторон, а именно как единое целое. Здесь требуется единство анализа и синтеза. Следовательно, все науки без исключения, изучая какой-либо объект с разных сторон, должны исходить из его целостности, учитывать нераздельность и взаимовлияние различных его аспектов и проявлений.
Такой комплексный анализ не представляется возможным, если исследователь не обладает в достаточной мере специальными знаниями, почерпнутыми из разных областей науки. Это «переплетение» различных научных знаний, а если говорить шире - «переплетение» научных сфер, рождает некое взаимодействие наук, позволяющее дать тому или иному объекту наиболее полное, комплексное осмысление.
Следовательно, «переплетение» наук означает такое их взаимодействие, когда несколько наук входят между собой в более или менее длительный контакт в целях решения какой-либо сложной научной проблемы или разработки какого-либо многогранного направления. Эти ставшие тем самым междисциплинарными проблемы и направления вследствие их сложности и многогранности не могут быть решены и разработаны порознь отдельными науками, и только
3
состав музыкальной науки»[69, 11]. Е.Трембовсльский утверждает, что «обострение противоречий терминологической системы - одна из самых насущных проблем музыкальной педагогики и науки» [179,171].
Таким образом, при всём многообразии проблем, интересующих исследователей профессионального языка музыкантов, указанные работы посвящены исследованию частных проблем музыкальной лексики, тогда как современное состояние данной отрасли требует комплексного подхода, поскольку, по мнению автора настоящего исследования, музыкальная лексика является системой, отражающей отношения реальных музыкальных объектов и понятий.
Музыкальная терминология представляется нам малоисследованной областью, где пересекаются интересы музыковедов и лингвистов, поскольку именно лингвистика с уже имеющимся у неё опытом изучения различных терминологических систем способна оказать значительную помощь в становлении такой науки, как музыкальная лексикология.
Сказанное выше подчёркивает актуальность избранной темы исследования. Учитывая тот факт, что лексика музыкального искусства представляет собой чрезвычайно обширное поле для изучения, область интересов данного исследования ограничена сферой музыкального исполнительства, к которой относятся как термины, встречающиеся непосредственно в музыкальных текстах, так и термины, формально принадлежащие к области музыкальной теории, но активно использующиеся исполнителями в ходе профессионального общения.
Таким образом, объектом исследования является профессиональная лексика музыкального исполнительства, входящая в состав современного русского языка.
Предмет исследования - теоретические основания и системная организация музыкально-исполнительской терминологии.
Гипотеза исследования может быть сформулирована следующим образом: лексика музыкального исполнительства является не простой совокупностью
14
входящих в неё элементов, а исторически сложившейся системой, что проявляет себя по таким параметрам, как -
• системность отношений, которые связывают единицы, входящие в её состав;
• наличие чётко просматриваемой структуры;
• определённый характер функционирования в языке и речи.
Цель данного исследования - на основе комплексного анализа определить важнейшие особенности существования и функционирования в русском языке терминологической системы музыкального исполнительства.
Поставленная цель определила следующие задачи исследования:
• дать обоснование термина как единицы языка;
• на базе общей теории термина выявить специфические черты лексики музыкального искусства;
• исследовать русскую лексику музыкального исполнительства с точки зрения её происхождения и способов образования;
• обосновать понятие системности музыкально-исполнительской терминологии;
• провести структурный анализ данной лексико-семантической группы;
• охарактеризовать изменения, происходящие в семантике музыкальноисполнительских единиц и выявить основные причины изменений.
Методологическ7ю базу диссертации составили лингвистические труды по общей теории термина (А.Реформатский, Г.Винокур, К.Авербух, Б.Головин, В.Даниленко, С.Гринёв, С.Воронцова, Т.Кияк, В.Лейчик) и частным проблемам музыкальной лексики (И.Воробьёва, М.Ляховецкая С.Массина, Ж.Назарова, Ш.Самушиа), а также исследования учёных-музыковедов, посвящённые терминологии музыкального искусства
15
- Київ+380960830922