Ви є тут

Духовная музыка Дж. Б. Перголези и неаполитанская традиция

Автор: 
Панфилова Виктория Валерьевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2010
Кількість сторінок: 
150
Артикул:
133218
179 грн
Додати в кошик

Вміст

Содержание
Введение ........ 3
Глава I. Церковь и музыкальная культура Неаполя 12
• О роли церкви в жизни Неаполя . . . 14
• Музыкальные институты Неаполя: опера, консерватории, церковная музыка . . . . . . . 21
Глава П. Dramma sacro н оратория ... 30
• Особенности жанров. Либретто . . . 31
• Персонажи. . . . . . . 36
• Арии ........ 45
• Ансамбли . . . . . . . 56
• Ораториальное творчество Перголези и неаполитанская традиция ......... 58
Глава III. Мессы Перголезт: синтез «церковною» и «театрального». ...... 65
• Месса в Неаполе . . . . . . 65
• Мессы Перголези. . . . . . 75
Глава IV. «Stabat mater» и «Salve regina»: «малые» церковные жанры под сеныо оперы. ..... 97
• История жанра Stabat mater.... 97
• Кантата Stabat mater Перголези . . . 103
• Stabat Mater A. Скарлатти и Дж.Перголези: черты оперного и «строгого» стилей . . . 116
• Salve regina Дж. Перголези и антифоны старших
современников . . . . . . 120
Заключение . . . . . . . 131
Литература . . . . . . . 134
Приложение . . . . . 146
2
Введение
Джованни Батиста ГГерголези (1710-1736) - один из наиболее известных итальянских композиторов XVIII века. Ранняя смерть (он умер в 26 лет от туберкулеза) способствовала «романтизации» его образа и необычайной популярности произведений в последующие века. Почти неизвестный при жизни, композитор «был вознесен до небес тотчас же после смерти. Все театры Италии хотели играть только его произведения, которые они незадолго до того так несправедливо презирали»1.
Внимание, вспыхнувшее к фигуре композитора, сохранялось долгое время. Так в конце XVIII века Ж.-Ж.Руссо находил у Перголези (наряду с JI.Винчи и Л.Лео) совершенное воплощение энергии всех чувств и пылкости всех страстей^. Спустя много лег после смерти композитора, в 1814 году, Стендаль с восторгом писал о его музыке: «Язык Перголезе... способен передать даже тончайшие опенки душевных переживаний, вызванных страстью, - оттенки, которые не под силу ни одному литературному языку»3.
Несмотря на краткость творческого пути, композитор оставил обширное и разнообразное но жанрам наследие: серьезные и комические оперы, духовную музыку. Наиболее известны среди них два шедевра: интермеццо «Служанка-госпожа» (Дж.А.Федерико, 1733), с которым была связана знаменитая «война буффонов» в Париже 1750-х, и кантата на текст духовной sequenza Stabat mater, названная Ж.-Ж. Руссо «наиболее совершенным и наиболее трогательным среди имеющихся произведений любого музыканта»4. Другие сочинения Перголези к сожалению, исполняются весьма редко не только у нас, но и за рубежом - даже сегодня, в год трехсотлетнего юбилея со дня рождения композитора. Это относится, прежде всего, к его операм séria и мессам, хотя они представляют значительный интерес - как художественный, так и исторический: именно
' Laborde. Essai sur la musique ancienne et moderne (1780). Цит. по Хрестоматия по истории западноевропейского театра. 4.2. Театр эпохи Просвещения. М.- Л. 1939, С. 142.
2 Руссо Ж.-Ж. Собрание сочинений в 3 т. T. 1. М., 1961. С. 278.
3 Стендаль. Письма о Мстастазио//Стснд;ть. Собрание сочинений в 15 т. T.8. М., 1959. С. 217.
4 King R. Stabat mater. London, 1988. P.2.
3
С начала XVI (1503) до начала XVIII века город безраздельно находился под властью испанцев. В этот период постепенно все более и более остро заявляла о себе проблема перенаселения. Еще в первой половине XVI века Неаполь иод управлением вице-короля Педро дс Толедо (1532-53), был расширен и окружен новыми стенами. Однако новые мастеровые, работавшие на стройках, вызвали прирост населения, поэтому уже в середине XVI в. в городе было 220 тысяч жителей, а в конце века - 300 тысяч. Помимо ремесленников в столицу съезжалось большое количество аристократов. Стремились в Неаполь и обнищавшие крестьяне из дальних областей.
Война за испанское наследство (1701-14 гг.) между Францией и Испанией с одной стороны, и Австрией, Англией и другими государствами с другой, положила конец испанскому владычеству в Италии. Неаполитанское королевство перешло под протекторат Австрии (Утрехтский договор 1714 года), которая в большей степени, нежели Испания способствовала процветанию государства.
О роли церкви в жизни Неаполя. Феодальная раздробленность, опустошительные войны и зависимость от Испании и Австрии способствовали напряженной социальной обстановке в городе, которые не оставили в стороне и церковь. Противоречия приобрели особо острую форму из-за трений между неаполитанским королевским двором и папской курией, имевшей свои притязания на Неаполь. Все это способствовало антицерковным выступлениям: видный общественный деятель Гаэтано Филанджери с возмущением писал, что «есть собственники, которые измеряют горизонтами свои владения, но слишком много народу по сравнению с ними не имеет ни земли ни работы»36. В начале XVIII века в университете сформировалась «пламенная антиватиканская фаланга»37, в которую вошли историк, литератор Джаи Винченцо Гравина (1664—1718) и
36 Федорова E.D. Лссиицкая М. AI. Неаполь и его окрестности. М., 2005.
37 Письмо Пьетро Метастазно к С. Маттси, 1773. Хяодовскии Р.И. Раннее Просвещение и Вико II История несмирной литературы: В 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. A. М. Горького. М., 1983— ... Т. 5. 1988. С. 158
14
ведущий итальянский мыслитель XVIII века Пьетро Джанноне (1676—1748). Работы Джан Винченцо Гравина отстаивали независимость светской государственной власти и церкви, и прославляли законодательство республиканского Рима («Происхождение гражданского права», «О Римской Империи», антииезуитский памфлет «Мистическая гидра»). Пьетро Джаинонс в своем фундаментальном исследовании «Гражданская история Неаполитанского королевства» (1723), охватывавшем историю города со времен Римской империи до начала XVIII века, выступил против церкви и ее влияния на общественную и культурную жизнь государства. Он ставил под сомнение абсолютность духовной власти и превозносил демократические идеи раннего христианства.
Подобными были и убеждения Людовико Антонио Муратори (1672-1750). В работах «Трактат о христианском милосердии» (1723), «Нравственная философия» (1735), «Счастливое христианство» (1743-1739) он критиковал церковный абсолютизм, проповедуя веротерпимость и идеалы истоков христианства.
В то же время, Неаполь был населен многочисленными представителями духовенства: из 186 тысяч жителей, проживавших в Неаполе в конце XVII века, 12 из них (то есть каждый пятнадцатый) были так
38 .
или иначе связаны с церковью . Патриархальность нравов соединялась здесь с невероятной любовью к зрелищам. Город всегда славился своими праздниками: в честь каждого из святых, по крайней мере, раз в год, устраивали праздничную процессию, в общей сложности, за год набиралось около согни таких шествий.
Процессии достигали своего апогея на Пасху и в Дни, посвященные главному покровителю города - святому Януарию, «...за честь которого неаполитанские лаццарони (нищие - В.П.) могли сражаться, как за свою собственную»39. Жители Неаполя молились ему, прося защиты от огня, засухи и извержения Везувия. В каждом доме имелось его изображение.
38 Луцкер II. Сусидко И. Итальянская онера XVIII века. Т. I. М., 1998. С. 322.
39 Реизоо П. Итальянская литература XVIII века. Цит. изд. С. 16.
15