СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение • 3
Глава I. Музыка в культурном контексте эпохи Сун............ 23
Глава II. Текстологическая верификация основных изданий
“Семнадцати песен” Цзян Куя.............................. 60
Глава III. Звуковысотные закономерности в “Семнадцати
песнях”.................................................. 80
Глава IV. Звуковысотные особенности в других произведениях XII века............................................ 127
Глава V. Звуковысотность в церемониальных песнях Сюн Пэнлая и других памятниках XIII
века....................................................... 173
Глава VI. Функциональная система китайских диатонических ладов и проблема ее исторического формирования........................................................ 216
Заключение................................................. 239
Литература............................................... 243
Приложение I. Словарь некоторых китайских терминов и
названий................................................... 268
Приложение II. Верифицированный вариант “Семнадцати песен” Цзян Куя и переводы их проэтических текстов на русский язык......................................... 277
ВВЕДЕНИЕ
Профессиональные музыкальные традиции стран Дальнего Востока - Китая, Японии и Кореи - привлекают пристальное внимание исследователей XX в. Особое значение в работах, посвященных музыке данного региона, имеет изучение китайской традиции, на протяжении нескольких тысячелетий воздействовавшей на все дальневосточные культуры, во многом определившей их облик и специфику. В то же время фундаментальные качества китайской музыки - такие как ладовое устройство, функциональная организация различных уровней - все еще остаются во многом неясными и, в сущности, малоизученными. В связи с этим любые исследования, направленные на прояснение как общих тенденций исторического развития китайской музыки, так и главных черт музыкальных систем, складывавшихся в те или иные ее периоды и связанных друг с другом самим ходом исторического процесса, детальное изучение этапов и путей их формирования и развития представляются в высшей степени актуальными.
Несмотря на высокий авторитет древности в китайской традиции, записей средневековой музыки сохранилось сравнительно немного, что характерно для многих традиционных музыкальных культур, важным условием бытования которых является изустность, а музыкальные записи представляют собой фактор, хотя и значимый, но вторичный [28; 118; 214; 163]. По свидетельству древних источников [10],
30
ши сюэ (“учение о реальном”), ион сюэ (“учение совершенномудрых”), оно известно в западноевропейской науке как неоконфуцианство [62; 69]. Сунское неоконфуцианство выполнило остро стоявшую перед всей китайской культурой того времени задачу колоссальной трудности: снабдить общество - от монарха до мелкого чиновника - целостным мировоззрением, пригодным для повседневной административной практики и будничной жизни [72; 147; 161]. Дело в том, что уже в первые десятилетия X в. положение китайской традиции стало критическим. Последняя утрачивала свое единство, мировоззрение людей раскалывалось на две части - сюй цзи (“самосовершенствование”), определявшееся влиянием буддизма и даосизма, и чжи жэнь (“управление людьми”), отражавшее влияние конфуцианства [98-99]. Следуя сун-скому девизу “возвращения к древности”, неоконфуцианство ассимилировало различные, во многом противоположные, источники: древнее конфуцианство (главным образом, мистического направления Мэнцзы, 371-289 до н. э.), онтологию и гносеологию даосизма и буддийского учения чанъ\ даосскую религию, в которой существенную роль играла космология школы иньрн2, образовав при этом оригинальную и весьма плодотворную философскую систему [58; 68; 80; 160; 144]. В течение столетий, вплоть до свержения монархии в 1911 г., неоконфуцианство являлось официальной идеологией императорского Китая, оказывая колоссальное воздействие на культуру всего дальневосточного региона [45; 54; 74; 79; 116; 153].
Несмотря на официальные ограничения на буддизм со стороны государства, философско-религиозные направления буддийского тол-
^ 1 Чань (яп. дзэн, кор. сон, вьет. 1тхиег\ от санскр. дхъяна медита-
ция^ седьмая ступень раджа-йоги) - одна из главных школ дальневосточного буддизма [153].
2 Иньян - натурфилософская школа Древнего Китая, существовавшая предположительно в УШ-У вв. до н.э. [153].
31
ка также переживают при Сунах заметный подъем.
На смену популярным при Тан философическим и аристократичным школам китайского буддизма хуаянъ и тяньтай в сунское время вперед вышли школы религиозной практики - цзинту и особенно чанъ [84, 170]. Именно чаньский вариант буддизма достиг вершины своего развития в сунском Китае и внес значительный вклад в сунскую культуру [17; 52; 53; 110; 120]. Отметим, что это был второй после Тан и последний в Китае взлет буддизма [1; 47; 77].
Ограничения на буддизм со стороны государства приводят к эзо-теризации и кодификации учения чань в сунское время, к оформлению в нем элементов регламентированности и ритуальности, что совершенно исключалось при Танах. Сунский чаньбуддизм оставил Китаю богатейшее наследие буддийской литературы, обобщившей весь накопленный за Н-1Х вв. опыт: теоретические сочинения, жизнеописания учителей чанъ, поучительные истории из их жизни, систематизацию их высказываний и размышлений [103]. Именно сунские своды лежат в основе современного понимания чанъ [47].
Подобно неоконфуцианству, не менее активно в период Х-ХШ вв., отчасти под влиянием буддизма, развивается даосизм: даосизму покровительствует императорский двор (особенно в годы правления Чжэньцзуна, 998-1023, и Хуэйцзуна, 1101-1125) [139]; завершается формирование даосского пантеона [146, с. 359]; с 1278 г. вплоть до 1947 г. автономным центром даосизма окончательно становится гора Лунхушань (пров. Цзянси, уезд Гуйси) [146]. Начавшееся в XII в. на севере Китая мощное движение так называемой “даосской реформации” [146, с. 358-361] привело к образованию основных школ, завершавших многовековое развитие даосизма и определивших его современный облик [139; 146].
- Київ+380960830922