Ви є тут

Тематизм бассо-остинатных жанров в инструментальной музыке западноевропейского барокко

Автор: 
Алексеева Ирина Васильевна
Тип роботи: 
кандидатская
Рік: 
2002
Кількість сторінок: 
300
Артикул:
133341
179 грн
Додати в кошик

Вміст

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.......................................................- 4
Глава I. К проблеме изучения специфики тематизма бассо-остинатных
жанров
20
§ 1 Basso ostinato как композиционный принцип и его теоретическая разработка в контексте проблем формообразования......................20
§ 2. О тенденциях семиотической ориентации в исследованиях тематизма бассо-остинатных жанров....................................33
Глава II. Семантические и структурные модификации бассо-остинатных тем в инструментальной музыке барокко....................47
§1. Семантика и структура диатонического инварианта и его контекстные преобразования .........................................49
§2. Семантика и структура хроматического инварианта и его контекстные преобразования.........................................85.
Глава III. Семантические и структурные модификации в тематизме над-остина гного пласта бассо-остинагных жанров инструментальной музыки барокко.................................................... 105
§1. Модификации интонационных формул в контексте над-остинатиого пласта................................................ 109
§2. Модификации инструментальных клише в контексте над-остинатного пласта................................................ 131
Глава IV. Взаимодействие интонационно-лексических пластов и их роль в организации тематизма бассо-остинатных жанров................... 154
§ 1. О соотношении интонационно-лексических пластов музыкального текста бассо-остинатных жанров.................................... 154
§ 2. Конструктивно-семантические признаки типологической .подели бассо-остинапш ых жанров.......................................... 166
Заключение
187
Литература...................
Нотография...................
Приложение: нотные примеры
29
pax инструментального исполнительства - клавирной, органной, ансамблевой.
По существу, накопление многочисленных и разностроронних сведений в основном происходит в контексте исследования феномена вариаций на basso ostinato. Значительная часть их посвящена историии возникновения и особенностей бытования, анализу и описанию конкретных жанров. В числе новых работ такого рода следует назвать статьи Е. Шаймухаметовой о фолии, выполненные на материале редких первоисточников [191; 192]. Однако, как правило, жанры рассматриваются автономно и независимо от теории тематизма, а также от проблем типологической специфики basso ostinato.
Локальный интерес к остинатным формам выразился и в появлении описаний конкретных произведений, выполняемых на основе методологии целостного анализа (Н. Бать - 21, В. Бобровский - 33, Л. Ибрашева - 64, В. Рабей -147 и др.). Особое внимание отдаётся произведениям композиторов XX века, в творчестве которых подобная форма претерпевает существенные преобразования относительно её барочных образцов.- При новизне материала и интересе к современной музыке, но не к жанру, авторов по-прежнему привлекают проблемы грамматического и синтаксического плана, -например: усложнение гармонического языка, и как следствие - приёмов гармонического варьирования; специфика полипластовости фактуры; строгость или свобода в употреблении композиторами принципа ostinato. В этой связи показательна работа Е. Задерацкого “Полифоническое мышление И. Стра-винского”. В ней исследуются новые, преимущественно формообразующие, свойства принципа ostinato, включённого в контекстные условия современной техники композиторского письма [60].
В теоретических работах, посвящённых ostinato в музыкальных произведениях XX века, постепенно проявляется потребность в обобщении и систематизации его новых форм. Такова, например, работа Г. Заднепровской,
30
в которой даётся классификация полиостинатности, а также осуществляется попытка выявления её композиционных функций [61]. При этом, описание явлений, в том числе тематизма сочинений на основе basso ostinato, отражает грамматико-синтаксический интерес исследователя.
Наиболее распространённой становится трактовка повтора темы, рассматриваемого как особый технический приём. Он анализируется и в теоретическом, и в историческом аспектах. Наиболее полное теоретическое исследование феномена ostinato присутствует в работах М. Надарейшвили “Некоторые вопросы теории и истории принципа остинато’' [128] и “Формы остинато в европейской профессиональной музыке” [129]. Автор выделяет постоянство повтора в качестве общего феномена ostinato и с этих позиций классифицирует формы выявления его как принципа. При этом учитываются следующие критерии: количественный, масштабно-синтаксический,
степень точности повторения, тип временной протяжённости. Отмечая в историческом аспекте взаимосвязь basso ostinato и cantus firmus, М. Надарейшвили акцентирует различие между ними, которое, по мнению исследователя, заключается в том, что “cantus firmus является конструктивным элементом формы, а не художественно индивидуализированной темой, в то время как басовый голос остинатных вариаций имеет оба значения...” 1128, с. 90]. Несмотря на традиционно технологический подход к явлению ostinato, подобные исследования подняли проблему на качественно новый уровень обобщений. Приём ostinato рассматривается автором в русле единой традиции.
Существенно утвердили представление об универсальности темы, подготовили “почву” для понимания её структурно-смысловой целостности наблюдения о преемственности “формулы” basso ostinato по отношению к предшествующей ей традиции cantus firmus’а.
Па родство cantus firmus и basso ostinato обратили внимание Г. Риман, С. Скребков, М. Этингер, Т. Генова, C. Dahlhaus, R. Litterscheid и ряд других